Главная / Русская Голгофа / Россiи крестный путь

Россiи крестный путь

Царь Николай 2-036/19 мая 1993 года исполнилось 125 лет со дня рождения последнего православного Императора России, святого Царя-Мученика Николая Александровича. Родился Он в день св. Иова Многострадального, Книга кото­рого начинается словами: «…был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся зла… и был человек этот знаменитее всех сынов Востока» (1.1,3). Книгу эту Государь считал для себя пророческой, но, как оказалось, предсказания ее сбылись не только в Его судьбе, но и в судьбе Русского многострадального народа.

Дни рождений, тезоименитства и другие даты, связанные с Коронованными Особами, назывались в России «Царскими Днями» и отмечались празднично, всенародно: в храмах и на площадях, в городах и селениях, колокольным звоном и искрящимися фейерверками, служением молебнов и народными гуляниями, царскими подарками и общественными подношениями, объединяя русский народ, все сословия общества, все нации, входящие в Россию, в общем чувстве любви к Государю. Свой последний, земной, день рождения провел Государь в узах, в Екатеринбурге. Вот какую запись под этим числом оставил Он в своем дневнике: «6 мая. Воскресенье. Дожил до 50 лет, даже самому странно! Погода стояла чудная, как на заказ. В 111/2 тот же батюшка с диаконом отслужил молебен, что было очень хорошо. Прогулялся с Марией до обеда. Днем посидели час с четвертью в саду, грелись на теплом солнце. Не получаем никаких известий от детей и начинаем сомневаться, выехали ли они из Тобольска?».

Жить оставалось Ему и всей Царской Семье без двух дней два месяца.

Многие десятилетия после революции, кроме шельмования и ненависти по отношению к Царской Династии, большевики ничего не допускали, старательно поддерживая самые гнусные мифы, оправдывающие тем самым совершенное злодеяние цареубийства. Но зло безконечно не может править мiром, тайное становится явным, истина побеждает ложь.

Празднование 125-летия Императора началось молебном под сенью временной деревянной часовни, у закладного камня храма Христа Спасителя, акафистом иконе Божией Матери «Державной». Службу правили де­сять-пятнадцать иеромонахов и священников, еще часть духовенства находились и среди молящихся, которых, как казалось поначалу, было не так много. Но высоко и звеняще возносилась молитва, выводимая хором и подхваченная молящимися: «Радуйся, российския страны покров и утверждение: Радуйся, от нашествия иноплеменных избавление: Радуйся, сущих в пленении освобождение: Радуйся, от глада и болезней наше спасение: Радуйся, Матерь Божия Державная, Заступнице усердная рода христианского» (Икос, 10). Неподалеку несколько милиционеров, греясь на солнышке, несли охранную службу. Праздник начался скромно, почти по-домашнему.

Отслужив акафист «Державной», помолившись Царю-Мученику, пропели тропари и несколько раз «Святый Царю-Мучениче Николае, моли Бога о нас!».

— «Христос Воскресе!» — трижды воскликнул настоятель о. Владимир Ригин. «Воистину воскресе!» — ответили богомольцы, и с пением «Христос Воскресе из мертвых…», со славословиями Спасителю, Богородице, Святому Царю-Мученику, Крестным ходом двинулись по Волхонке в направлении Красной площади.

Москва, будто умывшаяся, на редкость выглядела красиво, празднично, благостно. Грело по-летнему ласковое солнышко, свежая молодая листва деревьев, цветы и зелень газонов будто обрамляли яркие иконы, красные хоругви, черно-золотисто-белые флаги; двуглавые орлы и царские короны, расшитые по бархату штандартов разноцветными камнями и переливающимся бисером, го­рели в лучах небесного светила. Плыли по московским улицам святые ико­ны, храмовые и домашние: «Спаситель», «Державная», «Георгий Победоносец», «Святые Царские Мученики», «Святой Царь-Мученик Николай»… И над городом, преодолевая шум проносящихся машин, торжествовал православный гимн «Боже, Царя храни!».

А народ все прибывал, и Крестный ход прирастал вливавшимися в него богомольцами… «Святый Царю-Мучениче Николае, моли Бога о нас!» — как покаяние перед распятым Государем вырывалась из душ наша молитва: за совершенное 75 лет назад цареубийство, за расправу над Православным Царем, за уничто­жение Самодержавной Монархии, за убийство Помазанника Божия, за распра­ву над Православной Семьей, безвинными, беззащитными детьми. За поруга­ние Святой Руси. Покаяние в том, что поругание это совершалось все 75 лет, продолжается и поныне. По прошествии прожитых десятилетий — потерь, страданий, унижений — начинаешь понимать, чем обернулась та вселенская трагедия, прогремевшая тогда ночью в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Господь за грехи неверия народа попустил ему совершить по нау­щению диавола невиданное в истории человечества по своему злодейству преступление. «Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей…Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня. Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их» (Иов, 19:9,14:15).

Господи, когда же мы проснемся, когда осознаем, что произошло 75 лет назад? Ведь мы и сегодня живем так, будто ничего не совершилось, будто сегодняшняя реальность — это нормальная, естественная реальность, другой будто в России не было и быть не должно. Душа народная страдает от кровоточащих ран, гноящихся язв, от тяжелейшего болезненного кризи­са, а народ наш все еще не пытается понять, в чем же причина болезни. «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?» (Покаянный канон св. Андрея Критского, конд., гл.6). Народ сегодня изнемогает все больше и больше, на глазах происходит агония государственной законности, все резче ма­териальное обнищание именно тех сословий общества, которые восприняли от своих исторических предков заповедь жить по законам совести: не убий, не укради, не возжелай… Обнищание произошло всех корневых слоев нации, которые даже под угрозой физического вымирания, не могут от­речься от моральных и нравственных устоев, не могут переступить запрет­ное ради собственного благополучия.

Жизненное состояние нации, которое включает в себя и материальные ресурсы, и душевно-психическое самочувствие, становится все тяжелей. Сегодняшний день во многом поразительно напоминает первые годы совдепии, когда банда большевиков, с попустительства Временного правитель­ства, захватила власть и творила произвол, «приватизируя» частную соб­ственность, русские национальные реликвии, государственные ценности, многовековую культуру, православное народное образование, церковную не­движимость… «Приватизируя» духовные святыни, душу и жизнь человеческую… Все это безстыже и безнаказанно грабя, уничтожая, перекачивая за гра­ницу, отдавая на глумление пришлым иноверцам, кидая в свой карман, на свою потребу, ублажая свою убогую душу, удовлетворяя низменные инстинк­ты и варварские похоти, «перестраивая» под свою вавилонскую модель Ве­ликую Россию. И называлось все это процессом демократизации общества, построением свободного государства — словами, весьма почитаемыми анти­христом Ильичом. И сегодня наш народ, русский человек также беззащитен перед этой правящей ненасытной кликой — антинародной, демонократической властью, возглавляемой президентом-масоном.

Святый Царю-Мучениче Николае, прости нас за то, что принудили к отречению от Престола. Да, совершили это высшие круги общества, но ведь и они русские люди, часть русского народа. Прости за арест, за унизи­тельное заключение под стражу, за позорные подозрения в измене Рос­сии, за оскорбления и издевательства, за каббалистическое убийство Те­бя и Твоей Семьи. «Они пришли ко мне, как сквозь широкий пролом; с шу­мом бросились на меня. Ужасы устремились на меня; как ветер развеялось величие мое, и счастье мое унеслось как облако. И ныне изливается душа моя во мне: дни скорби объяли меня. Враг мой будет, как нечестивец, и восстающий на меня, как беззаконник» (Иов, 30:14-16; 27:7). Арестовывали — высшие круги, расстреливали — низшие, отребье. Одни вдохновляли, другие поощряли, третьи отстранились, бездействовали, чет­вертые — исполняли… Что ж, с Лениным, Свердловым, Троцким, Белобородовым, Юровским, Голощекиным все понятно. Это «те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих… Люди отверженные, люди без имени, отребье земли!» (Иов,30. 1,8). А как быть с людьми русскими, носителями голубых кровей?

Нет, ни Вел. Князья Николай Николаевич и Кирилл Владимирович, ни князь Голицын, ни Родзянко, ни Шульгин, ни Керенский непосредственно в расст­реле Царской Семьи не участвовали, в Ипатьевском доме их не было. Но разве не они проторили туда дорогу, разве не они отдали Царскую Семью в руки сатанинских палачей? Интересно, считали ли они себя неверующими, неправославными, причисляли ли себя к богоборцам, уничтожая Православную Монархию, свергая с трона Помазанника Божия, разрушая устройство Российского Государства, данное народу от Бога? А теперь некоторые по­томки их, даже не раскаявшись за деяния своих предков, ничтоже сумняшеся, ломятся на Престол, на пастырское окормление нашего народа. Опять новый эксперимент над Россией?

Известно, что в расстреле Царской Семьи в большей степени участво­вали нерусские люди, инородцы: евреи, латыши, венгры, хотя руку прило­жили и русские иуды. «Но почему же тогда грех цареубийства лежит на русском народе?» — возмущенно возражают по этому поводу многие. Да­вайте вспомним: Христа убивали не иудеи, а римские легионеры, и окон­чательное решение казнить или миловать мог вынести только римский прокуратор. Но Синедрион, первосвященники, не имея юридического права осуществить казнь, все же они вынесли смертный приговор Спасителю. Еврейский народ непосредственно Христа не распинал, но Его казни, Его крови, Его смерти требовал он, а не римляне. И предал Христа в руки римской стражи — иудей. И не римляне, а евреи, обманутые первосвященниками, кричали в дьявольской одержимости: Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших.

Преступление, совершенное над Государем, документы того времени, сви­детельства очевидцев, — многое говорит не в пользу русского народа: и отреченью радовались, и красные банты носили, и суда над Ним требо­вали, вплоть до смертного приговора. И Церковь не подала своего голо­са в защиту Помазанника Божия, при ее согласии разворачивалась эта кровавая вакханалия над Царственными Узниками. Накануне казни святый отрок Алексий, — Цесаревичу было тогда неполных 14 лет! — предчувствуя гото­вящуюся расправу, сказал: «Если будут убивать, то хотя бы не мучили…». Сна­чала Россия, Русский народ распял своего Царя, потом вторично — Госпо­да нашего Иисуса Христа, взорвав храмы, выбросив святые иконы, надру­гавшись над святыми мощами…

Многие из Русского народа, до Государя и после, отдали свои жизни, став му­чениками за веру. Искупил ли Русский народ совершенное злодеяние? Опять же ответ в Евангелии: многие из Апостолов, первомучеников христианских, из евреев отдали свои жизни за Христа. Но все равно евреи не были ос­вобождены их кровью от греха, не были прощены, потому что они же и казнили верующих, потому что еврейский народ как народ не признал Иисуса Христа Богом, Спасителем, Мессией.

В Чине крещения в Православ­ную веру евреев, где канонически изложено «Како подобает приимати при­ходящих от жидов к правей вере христианстей», есть такое место. Свя­щенник вопрошает: «Отрицаешися от всего зловерия иудеев, и от всех хулений их, яже на Спасителя нашего Иисуса, Сына Божия, на Пречистую Матерь Его и святыя Его, и проклинаний, яко лживыя, богопротивных и душепагубных?.. Отрицаешися ли богопротивных учений, яже иудейстии раввини и в книзе, нарицаемей Талмуд, и во иных древних и новых писаниях изложиша?..». И крещаемый еврей, трижды восклицая, заверяет: «Отрицаюся!». Римляне казнили, а на римском народе — за исключением испол­нителей казни — нет греха за распятие Господа (Символ Веры: «распя­тый… при Понтийстем Пилате»), а на еврейском есть, и только при кре­щении в православную веру, совершив покаяние, еврей лично освобождается от греха, тяготеющего на его народе.

Я ни в коем случае не утверждаю, что мiровое жидо-масонство, в ис­полнении замысла которого сознательно участвовали евреи-комиссары, осуществившие каббалистическое убийство, не несет на себе смертного греха. Но нам спасительнее, а потому важнее понять, что произойти это могло только по маловерию нашего народа, отдавшего своего православ­ного Царя на поругание сатанинским силам. Сами русские отправили Госу­даря на казнь, которую совершили большевики, евреи. И потому прежде всего на нашем, а не на другом народе лежит грех цареубийства, убий­ства Помазанника Божия. Он тяготеет над нашим народом до сих пор, на­родом, отдавшим на разграбление наши православные святыни, отдавшим Царский Престол банде жидо-масонов. Потому мы и страдаем от нашествия иноверцев, жидовского пленения, уничтожения национального генофонда. Нынешняя власть демонократов — прямая преемница большевиков: Ленин убил православного Царя, Ельцин взорвал Ипатьевский дом — место му­ченичества, политое кровью за веру Христову, тем самым ставшее храмом, домом молитвы, — святое для каждого православного человека. Правят в разное время, и своим партиям начертывают они разные аббревиатуры и псевдони­мы, а почерк у них абсолютно одинаковый — анти-русский, анти-православный.

В чем же может быть наше покаяние? Прежде всего — в церковном про­славлении Царя и Царской Семьи, в признании Его искупительной жертвы, которую Государь принес за свой народ, в признании Царя мучеником за веру Христову, в прославлении Его мученического подвига на все време­на и по всей земле, где стоит Церковь Христова.

Сегодня, оглядываясь на свою 75-летнюю историю большевистского пле­нения, мы себя как народ очень жалеем, и есть для слез и печали все основания: сколько претерпели, сколько пострадали! И потери эти не только продолжаются по сей день, но умножаются страдания наши, на убыль не идут: морально разлагается, пьянствует, развращается, интел­лектуально и духовно деградирует, наконец, просто физически вымирает наш народ. Но ведь если вдуматься в то, что совершено в июльскую ночь 18-го года, то иначе и быть не могло, нынешняя расплата закономерна. Русский человек тысячу лет отдавал свою жизнь за Веру, Царя и Отечест­во. Все эти тысячу лет он следовал заповеди Христовой об устройстве государства, подчинении Царю как Помазаннику Божию, как Отцу земному своего народа, как Предстоятелю пред Господом за свой народ. По сути в 17-м году народ наш от этой триады отрекся: от Христа, от право­славного Царя, от православного Отечества. Он заменил православную веру верой в марксизм-ленинизм, православного Царя — диктатором большевиком-интернационалистом, русскую историчес­кую государственность, православную монархию — иудейско-масонскими совдепами, богопротивным устроением государства. Потому что самое пер­вое, погибельное для себя, что он совершил: заменил православную веру во Христа водружением идола-богоборца и поклонением ему. Ради страха иудейска отрекся от всего того, что оправдывало путь его историческо­го развития, наделяло смыслом его назначение на земле, давало силы укрепления и приумножения народа.

Сегодня разными способами внедряется в православное сознание, что боль за Россию, движение за восстановление монархии — это политика, что православным мiрянам политикой заниматься не нужно, вредно, а священникам даже запретно. Разве любовь к своему Отечеству, отстаивание прав Русского народа — это всего лишь политика? Разве чувство граждан­ства не поощрялось Православной Церковью, не произрастало на право­славных ценностях? Разве деяния прп. Сергия Радонежского и свт. Гермогена, учение свт. Филарета, митрополита Московского о православном госу­дарстве — это всего лишь политика? Нет, вопрос православной монархии в России — это вопрос более мистический, нежели юридический. В России власть всегда стояла на любви о Господе народа и Государя. Когда же эта духовная связь разрушалась, по вине одной из сторон, государство теряло свою силу, заболевало. Держава падала под натиском агарянских нашествий. Помнит история наша Смутное время, и запомнили мы хорошо его причины. В той же области лежит и смута 17-го года, когда произо­шло предательство народом своего Государя, которое завершилось самопо­жирающей братоубийственной войной, кровавой многомиллионной бойней народа, совершавшейся евреями-комиссарами десятки лет. Нельзя России без Пра­вославия, без Самодержавной Монархии, погибает!

«Митр. Владимир, как лучший святитель, убитый большевиками первым из иерархов, говаривал нам: «Священник не монархист не достоин стоять у Св. Престола, священник республиканец — всегда маловерен. Монарх призван на власть Богом, президент получает власть от гордыни на­родной; монарх силен исполнением заповедей Божиих, президент держится у власти угождением толпе; монарх ведет верноподданных к Богу; прези­дент отводит избравших его от Бога”. Долгий опыт нашей страдальческой жизни искренне говорит Аминь этим золотым словам незабвенных святите­лей Русской Церкви…», — написано в 1926 году о. Владимиром Востоковым в статье «Когда Желябовы смеются — Россия плачет». Немаловажно заметить, что это позиция иерарха, потерпевшего от Императрицы, но не поставившего свою незаслуженную обиду вы­ше понимания святости монархии и выше своей любви о Господе к Императорской Чете. Можно добавить также, что по прошествии нескольких десятилетий — еще более продливших «долгий опыт нашей страдальческой жизни», которой, как думается, пока не предвидится конца, — в наши дни, когда впервые за всю историю России установилась президентская, власть, власть, абсолютно чуждая православным традициям нашего народа, — мы познали, насколько точным оказалось определение природы власти от Бога и по попущению Бога, данное святым митрополитом. Ведь при нем даже и в дурном сне не мог привидеться такой словесный уродливый кентавр, как «президент России». Чушь, наваждение какое-то! О том, что такое Помазанник Божий, Царь, монархия, говорит Библия, закрепляют Правила Святых Ка­нонов, размышляют святые отцы Церкви, в том числе свят. Филарет Московский (Дроздов), св. прав. Иоанн Кронштадский, свят. Иоанн Шанхайский (Максимович) и другие святые Отцы Церкви и богословы. Однако сегодня наше Священноначалие, духовенство не разъясняют наро­ду, чем являлась Самодержавная Монархия для России, что такое государственная власть и чему она должна служить, оговариваясь, если затрагивается этот вопрос, что Церковь находится вне политики и над всеми политическими течениями и партиями. Нет, Православная Монархия — это не партия, не политика, это заповедь Божия по устройству государства, данная целому народу.

…Молитвы Крестного хода несли в себе плач и сокрушение сердец по всему тому, что мы безвозвратно утеряли, от чего отказались, заменив на большевистско-демократическую гуманитарную чечевичную похлебку. Демократическая развязно-свободная пресса со злорадной издевкой называет сегодняшний развал государства, происходящие процессы распада и уничтожения народа «пост-империей». Нет, господа, опять вас подвело незнание русской истории, отсутствие чувства сопричастности к народу: «пост-империя» началась не сегодня, а намного раньше, в марте 17-го года, на следующий день после вырванного у Государя отречения от Престола. Утверждают, доказывают, что Николай Александрович был слабым правителем. Но ведь посмотрите, благодаря трудам и заботам о России Его и Динас­тии Романовых, созданное ими Государство продержалось без них еще 75 лет, вопреки тому, что большевики зверски его терзали и кромсали, превратив Россию, предварительно лишив ее монархической души, в полицейское государство. А сегодня уже финал этой «пост-империи», в которой мы живем, отверженные благодати Божией, на собственной территории как в плену, в собственной стране безправные и беззащитные, страдая от нашествия варваров, поощряемых марионеточной антинародной властью.

«Господи, помоги нам, не оставь нас немощных и беззащитных, спаси и сохрани наших детей! Святый Царю-Мучениче Николае, моли Бога о нас!». Во время богослужения, особенно когда батюшки окропляли нас святой водой, казалось, что это капли крови Государя падают на нас с Небес. Это Царь-ученик орошает своей кровью наши души, чтобы придать нам, своим подданным силы, терпения, мужества, стойкости, укрепить веру о спасении Руси христианской, спасении в Боге русского народа. «Зло, которое сейчас в мiре, будет еще сильнее, но не зло победит зло, а только любовь…», — слышались слова из Его Завещания, проступавшие сквозь возносимые к Нему молитвы.

Крестный ход подошел к Красной площади со стороны храма Василия Блаженного, чтобы под иконами и хоругвями пройти по ней к храму-часовне иконы Божией Матери Казанской. Но здесь, на Васильевском спуске Крестный ход натолкнулся на заграждения и плотную цепь милиции. Православных к храму Василия Блаженного, на Красную площадь не про­пустили. Однако за заграждениями, куда нам попасть оказалось запретным, стояла толпа, заранее собравшихся, любопытствующих зрителей, корреспондентов, с фото- и кинокамерами, среди которых были и иностранцы. Оказывается, на Красную площадь со съемочной аппаратурой можно, а с иконами — ни в коем случае. Мы пропели «Христос Воскресе из мертвых…» и, ведомые духовенством, крестным ходом двинулись дальше, в обход заграждений, по Благовещенскому переулку. Но там открылась картина еще более выразительная: за ограждениями, помимо милиционеров, стояли грузовики с опрокинутыми бортами, платформы которых были набиты людьми с кинокамерами. Их объективы были хищно направлены прямо на идущий Крестный ход. Так и чувствовалось, что те, за ограждениями, ждут: что-то будет дальше? Улица была набита людьми, легковыми автомобилями, микроавто­бусами с занавешенными окнами, грузовиками, кругом стояло и сидело огромное количество людей с нерусским выражением лица. Милиционеры, военные, чуть подальше в глубину просматривались оммоновцы. Пропев святые молитвы, вновь заботливо окропленные святой водой, мы двину­лись дальше, выйдя с Никольской к храму-часовне Казанской Божией Ма­тери. Слава Богу, хоть она была доступна. Из всей Красной площади власти отвели для молитвы только это небольшое пространство: между зданием ГУМа и плотными ограждениями, тянущимися от угла ГУМа,— через пролом, где когда-то стояла Иверская часовня и были ворота, — и опоя­сывающими Исторический музей. На этом небольшом пространстве, теснимые со всех сторон, несколько тысяч людей отслужили молебен Божией Матери, Спасителю, Царю-Мученику. Со мной рядом пожилая женщина-простолюдинка все это время простояла на коленях прямо на мостовой, круглящейся булыжником. Опять нас батюшки после молебна окропили, и Крестный ход двинулся по Манежной площади, мимо Боровицких ворот обратно к часовне Храма Христа Спасителя.

Когда проходили мимо Кремля, Боровицкие ворота были также надежно защищены от верующих заграждениями и милицией. Но за ограждениями толпа, ра­зумеется, стояла. Сразу стало ясно: раз нас в Кремль не пускают, зна­чит, мы не хасиды. Ведь хасидам позволено было властями безпрепятст­венно пройти в Кремль и устроить из него сатанинскую синагогу, провести свой шабаш — праздник хануки — в месте, святом для каждого право­славного. А православным — с иконами, хоругвями, крестами и святой водой — под угрозой ареста и расправы — запретили! Перед воротами, закрывая проход, стояла «Волга», из которой кэгэбэшный чин что-то ше­потом передавал по рации.

  • С кем переговоры-то ведут? — послышалась рядом со мной реплика.
  • Да, небось, с самим сатаной, ишь как нас боятся, инструкции у него просят, как христиан в Кремль не пускать! — пошутил кто-то в ответ.

Крестный ход молитвенно двигался по направлению к Волхонке, а мне вспомнилось, что после избрания, Патриарха Тихона тоже не пустили в Кремль, и он вместе с народом крестным ходом трижды его обошел. А вот как описывал этот крестный ход в мае 1918 года очевидец click here to read.

«Единственный раз я видел Патриарха Тихона в Москве, в мае 1918 года, на Красной площади у Исторического музея. Было тепло, почти жарко. Мы только что, в огромном крестном ходе обошли Москву. От хра­ма Спасителя со всех концов шли новые и новые толпы, сливались золо­той рекой с иконами, крестами, двигались по родным и так намученным сейчас местам. Мы не могли войти в Кремль. Но все наши «полки» собра­лись на Красной площади, и тут, в сотнях хоругвей и икон, риз, обла­чении, митр, крестов и панагий воочую видна древняя слава Москвы — церковная ее слава.

Патриарх, в митре, опираясь на посох, окруженный высшим духовенст­вом, стоял на углу Исторического музея, против Никольских ворот… он благословлял проходивших. И неотразимо вызывал в памяти образ Ни­колая Угодника, деревенского русского святого. А со стен, из-за зуб­цов Кремля, жадными глазами следили люди в остроконечных шлемах, в большинстве инородцы. Недобрые молнии летели оттуда. Пожалуй, это по­ходило на известную сцену «Ада» — Данте и Вергилий пред стенами адс­кого города Дитэ: «Я увидел над вратами более тысячи/ Тех, кто дождем скатились с неба»… Во всяком случае, на одной стороне была кругло­та, стройность и мирность, на другой колючесть и озлобленность, безпокойство. Положительно казалось, что вооруженные солдаты за стенами, со своими ружьями и пулеметами, боятся безоружной толпы перед закрыты­ми воротами. Так ясно в этот день врезались два мiра: мiр Креста и мiр каббалистической звезды. Они стояли рядом. Но стена их разделяла. Разделяла их непримиримость, и не в эти ли жаркие часы восемнадцатою года вступал Патриарх Тихон, русский святитель в золотой митре и с мужицкой бородой, в ослепительный майский день благословлявший народ на Красной площади — не тут ли начинал он последние самые тяжкие го­ды борьбы за свой Крест, за Церковь, за Христа?.. Через два с небольшим месяца после его избрания пало Временное правительство. Начался большевизм. Началась власть безпредельно ненавидевшая христианство. Власть, в которой соединились все отравы, яды, вся озлобленность и все подполье прежняго. Все наслаждение разрушения, весь дикий разгул дикой души, все Разины и Пугачевы, все иноверческое и разноплемен­ное, и косоглазое, косноязычное. В руках одних — пушки и пулеметы, ружья, ярость молодых зверей, свирепость внуков Чисгисхана. У других — ряса и крест. У одних безумный порыв просто уничтожить христианство, у других никаких средств защиты кроме все того-же креста».

А в жарком мае 1993 года были милиционеры: время сделало уже свое дело, им не понадобилось прятаться за кремлевские стены, не пришлось скрываться, они уже, вскормленные властью, ничего не боялись. Те богоборцы еще чувствовали свою зыбкость, незаконность, что они здесь непрошеные гости, захват­чики, посягающее на чужое. Эти, в результате атеистических лихолетий, чувствовали себя уверенно, хозяевами, охранниками власти, отстаивающей безбожные законы. И физиономии у них были русские. Это были русские парни, которые выступали против своего — русского, православного на­рода, против веры своих дедов и матерей, против своей духовной, национальной истории. Страшно за них, страшно за народ! Они были готовы выполнить любой приказ. А как же призывы демократов, что армия, милиция не будут выступать против своего народа? Очередной демократический блеф! Первое мая, ког­да на Гагаринской площади стены домов омыли кровью демонстрантов, могли повторить и в этот день. Видя их, я испытывала два противопо­ложных чувства: сначала ненависть, потом жалость. Ненависть как к врагам, как к оккупантам. А жалость от мысли: вот уж, действительно, не ведают, что творят. Это было заметно по их глазам, ничего не ви­дящим перед собой, по лицам, ничего не чувствующим. Они двигались, как роботы, не осознавая, что перед ними их кровные соотечественники. Они не понимают, что участвуют, с подачи антинародного правительства, в до сих пор продолжающемся злодеянии, в надругательстве над верой, Россией. Преграждая путь Крестному ходу, выступают против Бога, становясь оплотом богоборческих сил. Ведь они молодые парни, что же их ждет впереди? Что они готовят своим матерям, женам, детям, внукам? Жизнь безправной наемной силы? Вечных, вырождающихся животных-рабов? Почему хасидам русская милиция не перегородила вход в Кремль, когда они решили отпраздновать в святом для православного сердца месте свою хануку, а рус­ским православным перегородила? И ведь не хасиды, а свои же, русские, в теле которых генетически течет православная кровь перегоро­дили русским православным путь в Кремль? Почему на Красную площадь ельцинским демократам и бесноватым рокерам можно, а православным патри­отам нельзя? И ведь не для митингов и демонстраций, не для порно-рок-шоу-бизнес-вакханалии-шабаша-богохульства-святотатства, а для право­славного богослужения, для вознесения молитв Богу, Богородице, Святому Царю-Мученику! Оказалось, этого-то как раз и нельзя, ни в коем случае! Кого боятся, чего боятся? Человек, несущий икону, не может одновременно держать камень. Или икона в руках молящегося христианина гораздо страшнее вооруженного преступника? Кто же боится Бога? Бесы. Тогда все понятно, тогда правильно делают, что боятся, чувствуют, что чужое место занимают, что неправедно власть захватили. Но Суд Божий еще страшней! Почему президенту одна часть его подданных, без роду и веры явившихся в Россию неведомо откуда, — угодна и ей позволительно все и вся, а другая, коренная нация, основа народа — пугающе ненавистна? Все, что исторически чужеродно русской нации, то президенту по серд­цу, это для него свое, родное, желанное и всячески поддерживается.

Вечером по ТВ показали сюжет, довольно ловко подтасовав происшед­шее: ограждения ни разу не попали в кадр, а диктор с теплой доброже­лательностью в голосе, сообщил, что Крестный ход охраняла милиция (оказывается, их присутствие было вызвано заботой о молящихся, а мне показалось наоборот!), что все прошло мирно, без инцидентов. Но благодаря Кому, об этом знают только очевидцы. Господь не попустил с нами расправиться — сколько раз нас батюшки окропляли святой водой! — вот и охранил мир нашей души Своею благодатью, защитил от готовой сорваться в любой момент непоправимой беды. Может, и этих слепых парней по­жалел, уберег их души, не дав им запачкаться русской христианской кровью?!

Однако Крестный ход обнажил не только проблемы внешние, но и проблемы внутренние, церковные. Мне хорошо запомнился облик молящихся: много пожилых людей, простого, бедно одетого трудового народа — само­го широкого простонародного сословия. Много было интеллигентных лиц, но это была простая, безправная интеллигенция, не облеченная властью, положением, материальным избытком. Не было, уже ставших обязательным на богослужениях, представителей светского официоза — «одной ветви власти», «другой ветви власти»… — якобы верующих чиновников, стоя­щих со скрещенными над коленками руками, ни разу ни осенивших своего лба. Не было, народившегося в последние два-три года, «православного бомонда», по православному скромно увешанного бриллиантами и надмен­но держащегося в стороне от плебейской публики. И духовенство здесь было на уровне простых приходских священников, причем модных москов­ских интеллектуалов в шелковых рясах, картинно позирующих с кадилами перед вездесущими камерами, тоже не было. К сожалению, не было Патри­арха, не было даже епископа. Оказалось, что в это время в Манеже состоялось открытие выставки «Последний император», которую освящал Патриарх. Там-то как раз весь «свет» и был представлен, который затем провел свой «дворянский» съезд. Все это замечательно, нужно, полезно. Нужны выставки, посвященные жизни и деятельности нашего Государя-Мученика. Нужно, необходимо восстанавливать традиционные для истори­ческой России сословия. Но почему это надо противопоставлять, прово­дить одновременно с церковным празднованием? Ведь это был исторический день и исторический час, когда впервые за 75 лет Царю-Мученику открыто воздавалось молитвенное славословие как святому предстоятелю пред Богом за наш многогрешный Русский народ, за нашу многострадаль­ную Россию. Еще вчера, а раньше и это было под запретом, можно было только отслужить панихиду по Царю и Царской Семье, помолиться о упо­коении их душ и пропеть вечную память. А сегодня простой московский русский люд собрался, чтобы помолиться нашему святому Царю-Батюшке. И неужели открытие выставки в такой день — любой, самой лучшей и са­мой необходимой, — «первее» богослужения в храме в Его честь? В кон­це концов, светские мероприятия могли достойно продолжить этот празд­ник, а не заменить богослужение, без которого и память о Царе, и культурные события, связанные с Ним, становятся секуляризованными. И то, что не было православного бомонда, властей светских-советских и церковно-советских, а пришел добровольно, не себя показать, а по любви к Государю, простой московский люд, атмосфера была молитвенной, а не постановочной, было богослужение, а не спектакль. И в том, как прошел этот исторический Крестный ход, виделась Божия промыслительность, ибо четко обозначилась здесь одна из серьезнейших проблем, соз­ревших в православной среде.

За историю Православия в России было два церковных раскола: в 17-м веке и в 17-м году. Сейчас среди православного народа идет раскол третий. Нет, не с Зарубежной Церковью, который произошел давно, а сейчас, здесь у нас, в России, во всяком случае в Москве. Казалось бы, о ка­ком расколе может идти речь: мы все ходим в одни и те же храмы и при­чащаемся у священников, входящих в клир Московского Патриархата? Да, это раскол не явный, почти неуловимый, я назвала бы его «ползущим рас­колом». Во-первых, идет разъединение по принципу разделения духовенства на патриотов и демократов. Можно было бы назвать приходы, несущие те или иные характерные черты. Но патриотическая направленность как духовенства, так и мiрян почему-то не только не приветствуется, а даже сурово осуждается. Ну а как же мы тогда, православные русские, сможем отстоять и сохранить свою самобытность, нацию, к чему нас, с другой стороны, декларативно призывают? Помню, как один модный интел­лектуальный московский священник испугался, что его прихожане подумают, что он монархист. А другой священник, его единомышленник поучал, что не надо, мол, говорить «русский», надо говорить «православный», потому что национальность никакого отношения к вере не имеет. Я воз­разила: даже очень имеет, недаром, наша Церковь называется Русской Церковью. При всех своих тяжелейших грехах и падениях именно Русский народ, а не какой-либо другой, сохранил Православие в России, а те­перь он не причем?! Русская нация — это чаша, которая сохранила вино Православия, а теперь, когда стало безопасно ходить в храмы, оказа­лось, что это не имеет никакого значения?..

Идет раскол по признаку традиционно верующих и недавно обращенных от иудеев, которые только вчера пришли в Православие и, не прой­дя через «Чин крещения от жидов», уже с порога начинают с негодованием обвинять русских православных в антисемитизме, шовинизме и т.д. И оказывается, что для только что обращенных неофитов их внешние собратья по крови гораздо ближе, дороже, роднее, понятнее, чем братья по вере, внутри церковной ограды, православные русские. Почему это так — это уже отдельная тема. Но нам, русским, приходится с обвинениями в анти­семитизме сталкиваться не только от внешних, но и от руководителей внутренних, что гораздо больнее и серьезнее.

Идет водораздел и по сословному признаку: на чистую и нечистую публику, на смердов и избранных, приближенных и пренебрегаемых. Только в отличие от избранности Господом, здесь срабатывают другие принци­пы: деление на сильных мiра сего, в шелковых рясах и платьях, имею­щих материальное благополучие и власть, и на простой московский народ, не имеющий ни власти, ни работы, ни копейки за душой на завтрашний день, не нужный благополучным священникам, не находящий сочувствия у архиереев. Но все равно любящий Бога, а не себя в Боге, ищущий в вере богатство духовное, а не материальное, не мыслящий себя без пра­вославной веры, а не требующий за свою веру наград и почестей. Каза­лось бы, водораздел идет по сословному признаку как среди духовен­ства, так и мiрян, а на самом деле по духовному. Деление просматривается в наши дни четкое: на православных и иудео-христиан, полюбивших православие за то золото, которое сегодня потекло в храмы, и потому пытающихся приспособить догматы Православия под свои представления, сделать веру удобной для себя, брать в ней только то, что не помеша­ет душевному комфорту, совмещать заповеди блаженства и благополучную — для души и тела — жизнь.

Господи, помоги нам! Упаси нас от тех, кто прикидывается верующим, прикидывается нашим братом, а на самом деле не любит наш народ и не причисляет себя к нему! Боже, если мы до сих пор слепы, духовно омертвели, горделивы, жестокосердны, спесивы, то будем и дальше продолжать пить Чашу Гнева Твоего. Мне кажется, что в этот день — день рождения нашего Государя, всем, кто пришел помолиться, Господь помогал: помогал на­шей молитве, нашему малодушию, нашему неверию, духовной немощи, помогал растворить свои души навстречу Господу для покаяния за себя и за наш народ, прошедший по этой земле и живущий на ней сегодня — за страшнейшее зло цареубийства, за тех, кто поднял руку на Помазанника Божия, и спасти нас от тех, кто по своим корыстям посягает занять Его Престол в России. Зло творится до сих пор, но, как сказал наш право­славный Государь, не зло победит, а любовь.

Прп. Серафим Саровский прозорливо предсказал Императору Алек­сандру I: «Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восста­нут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит. … В начале царствования сего монарха будут несчастия и беды народные. Будет война неудачная, настанет смута великая внутри государства, отец подымется на сына и брат на брата. Но вторая половина правления будет светлая и жизнь Государя — долговременная». Может быть, в этот день, день 125-летия Государя Императора Николая Александровича, у храма Христа Спасителя, и началась новая вторая половина Его правле­ния Россией? «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя…» (Иов, 42:5).

Святый Царю-Мучениче, мы верим, что в своем новом, небесном прав­лении Россией, предстоя за нее у Престола Божия, не оставишь нас по молитвам нашим: «Царства земнаго лишение, узы и страдания многоразличныя кротко претерпел еси, свидетельствовав о Христе даже до смерти от жидов, страстотерпче великий, боговенчаный царю Николае, сего ради мученическим венцем на Небесех венча тя с царицею и чады и слугами твоими Христос Бог, Егоже моли помиловати страну Российскую и спасти души наша!»

 

Валентина Сологуб,

1993 г.


ЦАРСКИЙ ПУТЬ

ГОСПОДИ, СИЛОЮ ТВОЕЮ ВОЗВЕСЕЛИТСЯ ЦАРЬ!

 

 

СОБОР РУССКИХ СВЯТЫХ

ЦАРСКОГО И КНЯЖЕСКОГО РОДА

 

составлен в хронологическом порядке,

даты даны по старому/новому стилю церковного календаря[16]

 

Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во Святом Крещении Елена

(969), память 11/24 июля.

Равноапостольный великий князь Владимир, во Святом Крещении Василий, просветитель Руси (1015), память 15/28 июля.

Страстотерпцы, благоверные князья Борис и Глеб, в Святом Крещении Роман и Давид (1015), память 2 /15 мая, 24 июля/6 августа.

Благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский (1052), память 4/17 октября.

Благоверный князь Ярослав Мудрый Киевский (1054), пямять 20 февраля/5 марта.

Преподобная, благоверная княгиня Анна (в язычестве Ингигерда, в мiру Ирина) Новгородская (1056), память 10/23 февраля.

Благоверный князь, затворник, Судислав, в Святом Крещении Георгий, Псковский, Киевский (1063), память 3-я Неделя по Пятидесятнице, Собор Псковских святых.

Благоверный князь Ярополк Изяславич, в Святом Крещении Петр, Владимиро-Волынский (1086), память 22 ноября/5 декабря.

Благоверный князь Константин (Ярослав Святославич) и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы (1129), память 21 мая/3 июня.

Благоверная княгиня Ирина Муромская (супруга св. Константина Муромского), (ок. 1129), память 23 июня/6 июля, Собор Владимирских святых.

Благоверный князь Константин Владимирский (1129), Собор Владимирских святых, память 23 июня/6 июля.

Благоверный великий князь Мстислав Владимирович, в Святом Крещении Феодор, Киевский (1132), память 15/28 апреля.

Благоверный князь Всеволод, во Святом Крещении Гавриил, Новгородский, Псковский чудотворец (1138), память 11/24 февраля, 22 апреля/5 мая, 27 ноября/10 декабря.

Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец, инок, в Ближних (Антониевых) пещерах (1143), память 14/27 октября.

Благоверный, великий князь Игорь, в Святом Крещении Георгий, в иночестве Гавриил (Ольгович ), Черниговский и Киевский чудотворец (1147), память 5/18 июня, 19 сентября/2 октября.

Благоверный князь Борис Туровский (ок.1160), Собор Владимирских святых, память 23 июня/6 июля.

Благоверный князь Изяслав Андреевич Владимирский (сын св. Андрея Боголюбского (1165), Собор Владимирских святых, память 23 июня/6 июля.

Благоверный великий князь Ростислав Мстиславич, в Святом Крещении Михаил, Киевский, Смоленский (1167), память 14/27 марта.

Благоверный князь Мстислав II Изяславич Владимиро-Волынский (1172), память 23 июня/6 июля, Собор Владимирских святых.

Преподобная Евфросиния Полоцкая (до Святого Крещения княжна Предислава), игумения (1173), память 23 мая/5 июня.

Мученик, благоверный великий князь Андрей Боголюбский (1174), память 4/17 июля.

Благоверный князь Глеб Владимирский (сын св. Андрея Боголюбского), (1174), память 20 июня/3 июля.

Благоверный князь Михаил Владимирский (1176), Собор Владимирских святых, память 23 июня/6 июля.

Благоверный князь Мстислав, в Святом Крещении Георгий, Храбрый, Новгородский (1180), память 14/27 июня.

Благоверная княгиня Евдокия Владимирская (дочь св. Александра Невского), (XIII в.), Собор Владимирских святых, память 23 июня/6 июля.

Благоверная княгиня Агриппина Ржевская (супруга блгв. кн. Владимира Ржевского) (XIII в.), Собор Тверских святых, память 23 июня/6 июля, 15 /28 июля.

Благоверный князь Владимир Ржевский (XIII), Собор Тверских святых, память 15/28 июля.

Преподобная, благоверная княгиня Мария (в иночестве Марфа) Владимирская (1206), Собор Владимирских святых, память 23 июня/6 июля.

Благоверный князь Василий Новгородский (1219), память 4/27 октября.

Благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния), Муромские чудотворцы (1228), память 25 июня/8 июля.

Благоверный князь Мстислав Новгородский (1228), память 4/27 октября.

Благоверные князья Василий и Константин Ярославские (XIII в.), память 3/16 июля.

Благоверный князь Феодор Ярославич, (брат св. Александра Невского) Новгородский (1233), память 5/18 июня.

Благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский (1238), память 4/17 февраля.

Благоверный князь Всеволод Гергиевич Владимирский (сын блгв. кн. Георгия Всеволодовича), (1238), память 4/17 февраля.

Благоверный князь Мстислав Георгиевич Владимирский (сын. блгв. кн. Георгия Всеволодовича (1238), память 4/17 февраля.

Мученица, благоверная княгиня Мария Владимирская (супруга кн. Владимира Владимирского (1238), память 4/27 февраля.

Мученица, благоверная княгиня Христина Владимирская (супруга кн. Мстислава Георгиевича, (1238), память 4/27 февраля.

Мученик, благоверный князь Василий (Василько?) Константинович Ростовский (1238), память 4/17 марта.

Благоверный князь Владимир Владимирский (1238), память 4/17 февраля.

Мученица, благоверная княгиня Феодора (дочь блгв. кн. Георгия Всеволодовича) Владимирская, (1238), память 4/17 февраля.

Мученик, благоверный князь Димитрий Владимирский, младенец (1238), Собор Владимирских святых, память 23 июня/6 июл,.

Преподобная, благоверная княгиня Евпраксия (в мiру Евфросиния), Псковская, игумения (1243), память 16 /29 октября.

Преподобная, благоверная княгиня Феодосия (в иночестве Евфросиния), мать блгв. кн. Александра Невского, (1244), Собор Новгородских святых, память 4/17 марта.

Мученики и исповедники благоверный князь Михаил Всеволодович Черный Черниговский, и болярин его Феодор, чудотворцы (1245), память 14 февраля/27 марта, 20 сентября/3 октября.

Благоверный князь Феодор Ярославич (1246), 23 июня/6 июля.

Благоверный князь Василий Всеволодович Ярославский (1249), память 8/21 июня, 3/16 июля.

Преподобная, благоверная княжна Евфросиния (в миру Феодулия) Суздальская (дочь мч. Михаила Черниговского), (1250), память 25 сентября/8 октября.

Благоверный князь Святослав (Гавриил) Всеволодович Владимирский, Юрьевский, (1252), Собор Владимирских святых, память 3/16 февраля.

Благоверный князь Константин Всеволодович Ярославский (1257), 8/21 июня, 3/16 июля.

Благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий (1263), память 30 августа/12сентября, 23 ноября/6 декабря.

Благоверный князь Дмитрий Владимирский (1269), Собор Владимирских святых, память 23 июня/6 июля.

Мученик, благоверный князь, Роман (Олегович) Рязанский (1270), память 19 июля/1 августа.

Благоверный князь Глеб Ростовский, Белозерский (1280), память 24 июля/6 августа.

Преподобная, благоверная княжна Харитина Литовская, Новгородская (1281), память 5/18 октября.

Преподобный, благоверный князь Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский (внук мч. Михаила Черного (ок. 1285), память 20 сентября/3 ноября.

Благоверный князь Роман Угличский (1285), память 3/16 февраля.

Благоверный князь Михаил Феодорович Смоленский (сын св. Феодора Смоленского), (1290), память 19 сентября/2 октября.

Преподобный, благоверный царевич Петр Ордынский, Ростовский (1290), память 30 июня/13 июля.

Благоверный князь Феодор Всеволодович (†?) Вологодский, Собор Вологодских святых, память 3-я Неделя по Пятидесятнице.

Благоверный князь Димитрий I Александрович Переяславский, Владимирский (сын св. Александра Невского (1294), Собор Владимирских святых, память 23 июня/6 июля.

Благоверный князь Довмонт (Домант), во Святом Крещении Тимофей (1299), Псковский, память 20 мая/2июня.

Благоверный князь Феодор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский, чудотворец (1299), память 5/18 марта, 22 июня/   июля, 19 сентября/2 октября.

Благоверные князья Феодор Смоленский (1299) и чада его Давид (1321) и Константин, Ярославские чудотворцы, память 5/18 марта, 22 июня/5 июля,19 сентября/2 октября, обретение мощей (1463).

Преподобная, благоверная княгиня Мария (в иночестве Марфа) Псковская (супруга св. Довмонта Псковского), (1300), память 8/21 ноября.

Благоверный князь Даниил Московский (сын св. Александра Невского), (1303), память 4/17 марта, 30 августа/12 сентября.

Благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (1318), память 22 ноября/5 декабря.

Благоверный князь Феодор Стародубский (1330), память 23 июня/6 июля.

Преподобная, благоверная великая княгиня Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская, Тверская, схимонахиня (1338), память 12 /25 июня, 21 июля/3 августа, 2/15 октября.

Благоверная княгиня Ксения Тверская (мать блгв. кн. Михаила Тверского), (XIV в.), память в воскресенье после 29 июня/12 июля.

Благоверный великий князь Иоанн I Данилович Калита (1340), Собор Московских святых, память в воскресенье перед 26 августа/8 сентября.

Благоверный князь Василий Ярославский (1344), память 13/26 июля.

Преподобная, благоверная княгиня Феодора (в мiру Анастасия (Васса)) Нижегородская, игумения, супруга блгв. кн. Андрея Константиновича (1378), Собор Владимирских святых, память 23 июня/6 июля.

Благоверный великий князь Димитрий Донской (1389), память 19 мая/1июня.

Благоверный князь Андрей Смоленский, Переяславский (после 1390), память 27 октября/9 ноября.

Благоверный князь Глеб Всеволодович (Святославич) Смоленский (кон. XIV — нач. XV в.), память 7/20 июля.

Благоверный Михаил Александрович Тверской (1405), Собор Тверских святых, память в воскресенье после 29 июня/12 июля.

Мученик, благоверный князь, Симеон Мстиславич Вяземский (1406), память 21 декабря/3 января.

Мученица, благоверная княгиня Иулиания Вяземская, Новоторжская (1406), 2/15 июня, память 21 декабря/3 января.

Преподобная, благоверная великая княгиня Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская (супруга св. Димитрия Донского), (1407), память 17/30 мая, 7/20 июля.

Благоверный князь Димитрий Заозерский (1424), Собор Вологодских святых, память 3-я Неделя по Пятидесятнице.

Благоверная княгиня Мария Заозерская (после 1424), Собор Вологодских святых, память 3-я Неделя по Пятидесятнице.

Благоверный князь Димитрий Юрьевич Красный, Бежецкий (1441), Собор Тверских святых, память в воскресенье после 29 июня/11 августа.

Преподобный, благоверный князь Иоасаф Каменский (в мiру Андрей Заозерский, Вологодский, Спасокубенский) (1453), память 10/23 сентября.

Преподобный, благоверный князь Феодор Васильевич Острожский, Печерский, инок, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (ок. 1483), память 11/24 августа.

Благоверный князь Андрей Угличский (1494), память 6/29 ноября.

Преподобный Иннокентий Комельский, Вологодский (в мiру князь Охлябинин), (1521), память 19 марта/ 1 апреля.

Преподобный, благоверный князь Иоанн (в иночестве Игнатий) Угличский, Вологодский, Прилуцкий (1523), схимник, память19 мая/1 июня.

Благоверный князь Димитрий Угличский, Прилуцкий (после 1540), память 19 мая/ 1 июня.

Преподобная, великая княгиня София (в мiру вел. кн. Соломония) Суздальская (1542), память 16/29 декабря.

Праведная дева, благоверная княжна Иулиания Ольшанская, Печерская, в Ближних (Антониевых) пещерах, (ок. 1550), память 6/19 июля.

Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский (1591), память 15/28 мая, 3/16 июня.

Благоверный царь Феодор I Иоаннович, Московский (1598), память в воскресенье перед 26 августа/8 сентября.

Преподобномученик Галактион Вологодский (в мiру князь Гавриил Иванович Бельский, затворник (1612), память 24 сентября /7 октября.

Праведная, благоверная княжна София (Олелько) Слуцкая (1612), память 19 марта/1 апреля.

Праведный старец Феодор Кузьмич Томский, Сибирский (1864), Собор Сибирских святых, память 20 января/2 февраля, 10/23 июня.

Мученик, Император Российский Николай II Александрович (1918), память 4/17 июля.

Мученица, Императрица Российская Александра Феодоровна (1918), память 4/17 июля.

Мученик, царевич Алексий Николаевич (1918), память 4/17 июля.

Мученица, великая княжна Ольга Николаевна (1918), память 4/17 июля.

Мученица, великая княжна Татиана Николаевна (1918), память 4/17 июля.

Мученица, великая княжна Мария Николаевна (1918), память 4/17 июля.

Мученица, великая княжна Анастасия Николаевна (1918), память 5/17 июля.

Преподобномученица, великая княгиня Елисавета Феодоровна (Романова) Алапаевская (1918), память 5/18 июля.

 

 

ГОЛГОФА

ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ РОССИИ

 

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ

22 февраля/7 марта 1917 г., среда. Отъезд Государя Императора в Ставку, послуживший сигналом для начала революционных действий

23 февраля/ 8 марта, четверг. Начало уличных безпорядков в Петрограде.

27 февраля/12марта, понедельник. Самочинное образование Временного Комитета Государствен­ной Думы и Совета рабочих (и солдатских) депутатов и захват ими власти в Петрограде.

 

2/15 марта, четверг, в Пскове. Явление иконы Божией Матери «Державная» (1917). Отречение Государя Императора от Престола.

 

8/21 марта, в Могилеве, суббота. Арест Государя Императора.

 

8/21 марта, в Царском Селе. Арест Государыни Императрицы и Августейших Детей Их Величеств.

 

9/22 марта, Воскресение. 40 мучеников, в Севастийском море мучившихся. Прибытие Государя Императора в Царское Село.

 

1/14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Отъезд Царской Семьи из Царского Села в Сибирь.

 

4/17 августа. Прибытие Царской Семьи в Тюмень. В тот же день пересадка на пароход «Русь».

 

6/19 августа, Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Прибытие Царской Семьи в Тобольск.

 

13/26 апреля 1918 г., пятница. Увоз из Тобольска Их Величеств и Великой Княжны Марии Николаевны.

 

14/27 апреля, Лазарева суббота. Прибытие в Тюмень. В тот же день пересадка на поезд.

 

17/30 апреля, Великий Вторник. Прибытие Их Величеств и Великой Княжны Марии Нико­лаевны в Екатеринбург.

 

7/20 мая, понедельник. Воспоминание явления на небе креста Господня в Иерусалиме (351). Отъезд из Тобольска Наследника Цесаревича и Великих Княжен Ольги Николаевны, Татьяны Николаевны и Анастасии Николаевны на пароходe «Русь».

 

9/22 мая, среда. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мiр Ликийских в Барии (1087). Прибытие в Тюмень. В тот же день Отъезд по железной дороге в Екатеринбург.

 

10/23 мая, четверг. Равноапостольных Кирилла (869)и Мефодия (885),учителей Словенских. Прибытие Августейших Детей в Екатеринбург.

 

В ночь на среду 4/17 июля 1918 г., около 1 ч. 15 м. Злодейское y6иeниe Царской Семьи в Екатеринбурге, в доме Ипатьева

 

ДНИ ПАМЯТИ

ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ РОССИИ

 

12/25 января Мц. Татиана (235). Тезоименитство царевны Татианы.

 

2/15 марта Державной иконы Божией Матери.

День отречения от Царя и Самодержавия Русского народа (1917).

 

14/27 марта Феодоровской иконы Божией Матери (1613).

 

23/6 мая Вмч. Георгия Победоносца (303).

Мц. царицы Александры (303).

Тезоименитство благоверной царицы Александры Новой.

 

6/19 мая Прав. Иова Многострадального (ок. 2000-1500 до Р. X.).

День рождения благоверного царя Николая (1868).

 

14/27 мая День венчания на Царство Николая Александровича и Александры

Феодоровны (1896).

 

25/7 июня Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи.

День рождения благоверной царицы Александры Новой (1872).

 

29/11 июня День рождения Царевны Татианы (1897).

 

5/18 июня День рождения Царевны Анастасии (1901).

 

14/27 июня День рождения Царевны Марии (1899). 30

 

4/17 июля День убиения святых Царственных Великомучеников:

Николая, Александры, Алексия, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии (1918).

 

11/24 июля Равноап. Ольга вел. кн. Российская (968).

Тезоименитсnво Царевны Ольги.

 

22/4 августа Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I).

Тезоименитство царевны Марии.

 

30/12 августа День рождения Царевича Алексия (1904).

 

5/18 октября Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея

России чудотворцев.

Тезоименитство Царевича Алексия.

 

21/3 ноября День восшествия на престол благоверного Царя Николая (1894).

 

3/16 ноября День рождения Царевны Ольги (1895).

 

14/27 ноября День венчания Благоверных Царя Николая и Царицы Александры (1894).

 

6/19 декабря Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 345).

Тезоименитство благоверного царя Николая.

 

22/4 января Вмц. Анастасии Узорешительницы (ок. 304).

Тезоименитство царевны Анастасии.

 

 

Святые царственные великомученики, в сей час и в час нашей смерти, простите нас

и молите Бога о нас!

 

 

ЧЛЕНЫ ДОМА РОМАНОВЫХ,

ОТ БОГОБОРЦЕВ УБИЕННЫЕ

 

(в хронологическом порядке)

 

г. Санкт-Петербург

12/25 марта 1801 г.

 

Благочестивейший Государь Император Павел I

 

1/14 марта 1881 г.

Благочестивейший Государь Император Александр II

 

г. Москва

22/4 февраля 1905 г.

 

Благоверный Государь Великий Князь Сергей Александрович,

Генерал-губернатор Москвы

 

г. Пермь

30/12 июня 1918 г.

 

Благоверный Государь

Великий Князь Михаил Александрович

 

 

г. Екатеринбург

4/17 июля 1918 г.

 

Благочестивейший Государь Император Николай Александрович

Благочестивейшая Государыня Императрица Александра Феодоровна

Благоверный Государь Наследник Царевич и Великий Князь Алексей Николаевич

Благоверная Государыня Великая Княжна Ольга Николаевна

Благоверная Государыня Великая Княжна Татьяна Николаевна

Благоверная Государыня Великая Княжна Мария Николаевна

Благоверная Государыня Великая Княжна Анастасия Николаевна

 

 

г. Алапаевск

5/18 июля 1918 г.

 

Благоверная Государыня Великая Княгиня Елисавета Феодоровна,

Благоверный Государь Великий Князь Сергей Михайлович

Благоверный Государь Князь Иоанн Константинович

Благоверный Государь Князь Константин Константинович

Благоверный Государь Князь Игорь Константинович

Болярин Владимир Павлович Палей

 

г. Санкт-Петербург

14/27 января 1919 г.

Благоверный Государь Великий Князь Павел Александрович

Благоверный Государь Великий Князь Дмитрий Константинович

Благоверный Государь Великий Князь Николай Михайлович

Благоверный Государь Великий Князь Георгий Михайлович

 

ЦАРСКИЕ СЛУГИ,

добровольно последовавшие в ссылку и исполнившие свой христианский и гражданский долг служить Царской Династии Романовых до конца

Погибли вместе с Царской Семьей и Членами Дома Романовых

г. Екатеринбург

 

Князь, гофмаршал Василий Александрович Долгоруков,

арестован 23 мая, расстрелян в Екатеринбурге за Ивановским кладбищем 10 июня 1918 г.

 

Граф, Генерал-лейтенант Свиты Его Императорского Величества Илия Леонидович Татищев,

арестован 23 мая, расстрелян в Екатеринбурге за Ивановским кладбищем 10 июня 1918 г. (Екатеринбург был основан в 1721 г. предком И.Л. Татищева Василием Никитичем Татищевым).

 

Лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин,

расстрелян в подвале Ипатьевского дома вместе с Царской Семьей 17 июля 1918 г.

 

Комнатная девушка Императрицы Анна Степановна Демидова,

расстреляна в подвале Ипатьевского дома вместе с Царской Семьей 17 июля 1918 г.

 

Повар Иван Михайлович Харитонов,

расстрелян в подвале Ипатьевского дома вместе с Царской Семьей 17 июля 1918 г.

 

Лакей Алексей Егорович Трупп,

расстрелян в подвале Ипатьевского дома вместе с Царской Семьей 17 июля 1918 г.

 

Дядька Наследника Цесаревича, матрос Климентий Григорьевич Нагорный,

арестован 28 мая, расстрелян в окрестностях города 1 июня 1918 г.

 

Матрос, лакей Великих Княжен Иван Димитриевич Седнев,

арестован 28 мая, расстрелян в окрестностях города 1 июня 1918 г.

 

г. Пермь

 

Секретарь Великого Князя Михаила Александровича Николай Николаевич Джонсон,

расстрелян в лесу в окрестностях города вместе с Великим Князем 13 июня 1918 г.

 

Камердинер Великого Князя Василий Феодорович Челышев,

арестован вместе с Великим князем 13 июня 1918 г., расстрелян в конце сентября

 

Водитель Василий Борунов,

арестован вместе с Великим князем 13 июня 1918 г., расстрелян в конце сентября

 

Графиня, фрейлина Императрицы Анастасия Васильевна Гендрикова,

арестована 23 мая в Екатеринбурге, 24 июля переведена в Пермскую тюрьму, расстреляна в лесу 4 сентября 1918 г.

 

Гоф-лектриса Императрицы Екатерина Адольфовна Шнейдер,

арестована 23 мая в Екатеринбурге, 24 июля переведена в Пермскую тюрьму, расстреляна в лесу 4 сентября 1918 г.

 

г. Алапаевск

 

Насельница Марфо-Мариинской обители, инокиня Варвара Яковлева,

сброшена живой в шахту вместе с Членами Дома Романовых 18 июля 1918 г. (В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви вместе Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной причислена к лику святых Новомучеников Российских, память прпмчцц. Алапаевских 5/18 июля).

 

Управляющий делами Великого Князя Сергея Михайловича Феодор Михайлович Ремез,

сброшен живым в шахту вместе с Членами Дома Романовых 18 июля 1918 г.

 

 

В 1918 — 1919 гг. в Екатеринбурге, Перми, Алапаевске, Петербурге были расстреляны 18 представи­телей Династии Романовых (из них 5 детей). Всего вместе с приближенными и прислугой погибли 25 человек.