(Празднуется 4/17 июля)
“Царя, который меня прославит, – я прославлю”.
Святой Серафим Саровский”
Царь у нас праведной и благочестивой жизни, – писал в 1905 году о Государе Николае II святой Иоанн Кронштадский. – Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду”.
Святой Царь-Мученик Николай II родился 19 мая 1868 года под Санкт-Петербургом, в Царском Селе. По совершении таинства крещения Царственного младенца хор воспел благодарственную песнь, и колокольный звон всех церквей и гром пушек вторили пению. Отслужили Божественную Литургию, и новокрещенный младенец был приобщен Святых Христовых Тайн.
Великий Князь Николай с детства отличался благочестием и старался в добродетелях подражать праведному Иову Многострадальному, в день памяти которого родился, и святителю Николаю, в честь которого был назван. “Я родился в день Иова Многострадального, – говорил он, – и мне предназначено страдать”. Близкие отмечали: “У Николая душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая”. Его глубоко трогали всякое горе человеческое и всякая нужда. День он начинал и заканчивал молитвой; хорошо знал чин церковных служб, во время которых любил подпевать церковному хору.
Образование сына по воле Августейшего отца Александра III велось строго в русском православном духе. Царственный отрок проводил много времени за книгой. Он удивлял своих учителей необычайной памятью и незаурядными способностями. Будущий Государь успешно окончил высший курс экономических, юридических и военных наук под руководством выдающихся наставников и прошел военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте.
Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, Александр III поставил сына во главе Комитета по оказанию помощи голодающим. Будущий Царь воочию увидел людское горе и неустанно трудился, чтобы облегчить страдания своего народа.
Серьезное испытание было послано Царской семье осенью 1888 года: под Харьковом произошло страшное крушение царского поезда. Вагоны с грохотом падали с высокой насыпи под откос. Провидением Божиим жизнь Императора Александра III и всей Августейшей семьи была чудесно спасена.
Новое испытание последовало в 1891 году во время путешествия Царевича по Дальнему Востоку: в Японии на него было совершено покушение. Николай Александрович едва не погиб от сабельного удара религиозного фанатика, но греческий принц Георгий бамбуковой тростью сбил с ног нападавшего. И вновь совершилось чудо: только легкая рана осталась на голове Наследника Престола. Всевышний еще раз напомнил Свое Слово: “Не прикасайтесь к помазанным Моим” (Пс. 104, 15) и явил миру, что в Его власти цари и царства земные.
Весной 1894 года, видя непоколебимое решение Царевича вступить в брак с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, Августейшие Родители дали, наконец, на то свое благословение. “Спаситель сказал наш: “Все, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог”, – писал Великий Князь Николай в то время, – слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Алисе переход в Православную веру и дать мне ее в жены”. С глубокой верой и любовью Царевич убедил принцессу принять Святое Православие. В решающем разговоре он сказал: “Когда Вы узнаете, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как великолепны наши храмы и монастыри и как торжественны и величавы наши богослужения, – Вы их полюбите и ни что не будет нас разделять”.
Осенью 1894 года, во время тяжелой болезни Государя, Царевич неотступно находился у его постели. “Как преданный сын и как первый верный слуга своего Отца, – писал он невесте в те дни, – я должен быть с ним везде”.
За несколько дней до кончины Александра III в Россию прибыла принцесса Алиса. Чин присоединения ее к Православной Церкви совершил всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский. Во время Миропомазания она была наречена Александрой в честь святой Царицы-Мученицы. В тот знаменательный день Августейшие жених и невеста после таинства покаяния вместе причастились Святых Христовых Тайн. Всей душой, глубоко и искренно приняла Александра Феодоровна Православие. “Твоя страна будет моей страной, – говорила она, – твой народ – моим народом и твой Бог – моим Богом” (Руфь 1,16).
В день смерти Императора Николай Александрович в глубокой скорби сказал, что он не желал Царского венца, но, боясь ослушаться воли Всевышнего и отцовской воли, принимает Царский венец. Он надеется на Господа Бога, а не на свои слабые силы.
На всю жизнь сохранил в своем сердце Царевич заветы Державного отца, произнесенные им накануне кончины: “Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Я передаю тебе Царство, Богом мне врученное. Я принял его тринадцать лет тому назад от истекавшего кровью отца… В тот трагический день встал предо мною вопрос: какой дорогой идти? Той ли, на которую меня толкало так называемое “передовое общество”, зараженное либеральными идеями Запада, или той, которую подсказывало мне мое собственное убеждение, мой высший священный долг Государя и моя совесть. Я избрал свой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внешний и внутренний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет Самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй Самодержавие, памятуя при том, что ты несешь ответственность за судьбу твоих подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и в святость твоего Царского долга да будут для тебя основой твоей жизни… В политике внешней – держись независимой позиции. Помни: у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. В политике внутренней – прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства”.
Император Николай II взошел на Престол 2 ноября 1894 года. “В этот скорбный, но торжественный час вступления Нашего на Прародительский Престол, – сказал он, – принимаем священный обет, пред лицом Всевышнего, всегда иметь единой целью мирное преуспе-вание, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех Наших верноподданных”.
Делами любви и милосердия отметил Государь начало своего правления: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам. Самодержец Всероссийский Николай II венчался на Царство 27 мая 1896 года в Москве, в Успенском Соборе Кремля. Московский Митрополит Сергий обратился к нему со словами: “…как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти, нет бремени тяжелее Царского служения. Через помазание видимое да озарит невидимая сила свыше… Твою самодержавную деятельность ко благу и счастью Твоих верноподданных”.
Император Николай II прочел Символ Веры; облачившись в порфиру и возложив на голову Царский венец, взял в руки Державу и Скипетр. В молитве к Царю Царствующих Государь просил ниспослать на него дары Духа Святого и наставить в деле, которому послан он служить. Хор грянул “Тебе Бога хвалим”. После Божественной Литургии он восприял Священное Миропомазание. Император вошел Царскими вратами в алтарь и причастился Святых Христовых Тайн, как священнослужитель.
Православный Царь при совершении Таинства Миропомазания во время венчания на Царство становится священным лицом и носителем особой благодати Святого Духа. Эта благодать действует через Него при соблюдении Им закона и удерживает распространение зла в мире. По слову апостола Павла, “тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий” (2 Фее. 2,7). Император Николай II был глубоко проникнут сознанием этой духовной миссии, лежащей на Помазаннике Божием.
По роковому стечению обстоятельств дни коронационных торжеств были омрачены трагедией на Ходынском поле, где собралось около полумиллиона человек. В момент раздачи подарков произошла страшная давка, унесшая жизни более тысячи человек. На следующий день Государь и Государыня присутствовали на панихиде по погибшим и оказали помощь семьям пострадавших.
Государь Николай II был проникнут любовью к человеку и верил, что и в политике необходимо следовать заветам Христа. Император Всероссийский стал вдохновителем первой всемирной конференции по предотвращению войн, которая состоялась в столице Голландии в 1899 году. Он первым среди правителей выступил на защиту вселенского мира и стал поистине Царем-Миротворцем.
Государь неутомимо стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать. По своей природе он был совершенно не способен причинить кому-нибудь зло. За все время царствования Государь не подписал ни одного смертного приговора, ни одна просьба о помиловании, дошедшая до Царя, не была им отклонена. Он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало.
Удивительно искренний взгляд Государя всегда светился неподдельной добротой. Однажды Царь посетил крейсер “Рюрик”, где находился революционер, давший клятву убить его. Матрос не выполнил обета. “Я не смог этого сделать, – объяснил он. – Эти глаза смотрели на меня так кротко, так ласково”.
Государь в своем правлении и повседневной жизни придерживался исконно русских православных начал. Он глубоко знал русскую историю и литературу, был большим знатоком родного языка и не терпел употребления в нем иностранных слов. “Русский язык так богат, – говорил он, – что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения. Ни одно слово неславянского происхождения не должно уродовать нашего языка”.
Государь был бессребреником. Нуждающимся он щедро помогал из своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы. Его доброта никогда не выказывалась наружу и не уменьшалась от бесчисленных разочарований. Четыре миллиона рублей царских денег, которые со времени правления Императора Александра II находились в Лондонском банке, Николай Александрович истратил на содержание госпиталей и других благотворительных учреждений. “Он скоро все раздаст, что имеет”, – говорил управляющий кабинетом Его Величества, основывая на этом свое желание покинуть занимаемую должность. “Его платья были часто чинены, – вспоминает слуга Царя. – Не любил он мотовства и роскоши. Штатские костюмы велись у него с жениховских времен, и он пользовался ими”. После убийства Царской Семьи в Екатеринбурге были найдены военные шаровары Императора. На них оказались заплаты и пометки: “Изготовлены 4 августа 1900 года”, “Возобновлены 8 октября 1916 года”.
Христианские добродетели Государя: кротость и доброта сердца, скромность и простота многими были не поняты и приняты за слабость характера. Однако благодаря именно этим душевным и нравственным качествам в нем воплотилась огромная духовная сила, так необходимая Помазаннику Божию для Царского служения. “О русском Императоре говорят, что он доступен разным влияниям, – писал президент Франции Лубе. – Это глубоко неверно. Русский Император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой”.
Во время трудной войны с Японией, начавшейся в 1904 году, Государь заявил: “Я никогда не заключу позорного и недостойного великой России мира”. Русская делегация на переговорах о мире с Японией следовала его указанию: “Ни гроша контрибуций, ни пяди земли”. Несмотря на оказываемое на Царя со всех сторон давление, он проявил твердую волю, и успех в переговорах всецело принадлежит ему.
Государь Николай II обладал редкой выдержкой и мужеством. Глубокая вера в Промысел Божий укрепляла его и давала совершенное спокойствие духа, которое никогда не оставляло его. “Сколько лет я жил около Царя и ни разу не видел его в гневе, – вспоминает его слуга. – Всегда он был очень ровный и спокойный”. Император не опасался за свою жизнь, не боялся покушений и отказывался от самых необходимых мер безопасности. В решающий момент Кронштадтского мятежа в 1906 году Николай Александрович после доклада министра иностранных дел сказал: “Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи – в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его Волей”.
Царская Чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. “Наша любовь и наша жизнь – это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности – ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь”, – писала мужу в 1909 году Александра Феодоровна. “Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! – записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. – Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости”.
Господь благословил этот брак по любви рождением четырех дочерей – Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии – и сына Алексея. Долгожданный Наследник Престола родился 12 августа 1904 года, он стал любимцем всей семьи. Близкие отмечали благородство характера Царевича, доброту и отзывчивость его сердца. “В душе этого ребенка не заложено ни одной порочной черты, – говорил один из его учителей, – душа его – самая благодатная почва для всех добрых семян”. Алексей любил людей и старался всеми силами помочь им, в особенности тем, кто ему казался несправедливо обижен. “Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных, – говорил он. – Я хочу, чтобы все были счастливы”.
Неизлечимая наследственная болезнь – гемофилия, обнаруженная у Царевича вскоре после рождения, постоянно угрожала его жизни. Этот недуг потребовал от семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения. Во время обострения болезни в 1912 году врачи вынесли мальчику безнадежный приговор, однако, Государь на вопросы о здоровье Царевича смиренно отвечал: “Надеемся на Бога”.
Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. “Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей”, – считала Государыня. “Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, – говорил Государь, – такими должны быть и мои дети”. Свои заботы и вни-мание Царевич и Великие Княжны распространяли на всех, кого знали. Они воспитывались в простоте и строгости. “Долг родителей в отношении детей, – писала Государыня, – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог”. Царевич и Великие Княжны спали на жестких походных кроватях без подушек; одевались просто; платье и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей Царевича Алексея были щи, каша и черный хлеб, “которые, – как говорил он, – едят все мои солдаты”. “Они вели скромную жизнь, – писал близкий к ним человек, – были просты в обращении и не придавали значения своему Царскому положению”.
Это была истинно православная семья, в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семей. “В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, – писала в дневнике Государыня, – и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности”. Августейшая Семья вела замкнутый образ жизни. Они не любили торжеств и громких речей, этикет был им в тягость. Царица и Великие Княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной Литургии. “А с каким трепетом, с какими светлыми слезами приступали они к Святой Чаше!” – вспоминал архиепископ Феофан Полтавский. По вечерам Царь часто читал вслух в семейном кругу. Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились. “Для Бога нет невозможного, – писала Государыня. – Я верю в то, что кто чист своей душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и неглубоко верует”.
Александра Феодоровна была прирожденной сестрой милосердия. Она посещала больных, оказывая им сердечную заботу и поддержку, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей. Государыня была убеждена: дети должны знать, что кроме красоты в мире много печали. Сама она никогда не роптала, нисколько не жалела себя, считая своим долгом “оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто рядом”.
Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Во время голода 1898 года она пожертвовала страдающим восьмую часть годового дохода семьи. Александра Феодоровна часто передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь сохранить это в тайне. Государыня устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь больным; она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестер милосердия. На свои личные средства Царица построила дом для солдат-инвалидов русско-японской войны, где они обучались всякому ремеслу.
Царская Чета покровительствовала Православной Церкви не только в России, но и во всем мире: за время правления Николая II были построены сотни монастырей и тысячи храмов. Государь ревностно заботился о духовном просвещении народа: по всей стране были открыты десятки тысяч церковно-приходских школ. Благочестивый Император поддерживал развитие искусств, возвышающих душу православного христианина, – церковной архитектуры, иконописания, древнего церковного пения и колокольного звона.
За время царствования Императора Николая II Русская Православная Церковь обогатилась большим числом новых святых и новых церковных торжеств, чем за весь XIX век. В 1903 году, ознакомившись с материалами к прославлению великого старца Серафима Саровского, Царь не согласился с мнением Синода и дерзновенно начертал: “Немедленно прославить”. Летом того же года Царская Чета приехала в Саров на великое духовное торжество, собравшее сотни тысяч православных русских людей. Государь пешком, благоговейным паломником, на своих плечах нес гроб со святыми мощами Угодника Божьего и причащался вместе с Государыней Святых Христовых Тайн. Первого августа в Сарове Государь записал в дневнике: “Дивен Бог во святых Его. Велика неизреченная милость Его дорогой России; невыразимо утешительна очевидность нового проявления благодати Господней ко всем нам. На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь!”
В Дивеевском монастыре Их Величества посетили блаженную старицу Пашу Саровскую, которая предсказала трагическую судьбу Царской Семьи. Православная Россия в те памятные дни трогательно выражала Царю и Царице свою любовь и преданность. Здесь они воочию увидели подлинную Святую Русь. Саровские торжества укрепили в Царе веру в его народ.
Государь сознавал необходимость возрождения России на духовных началах Святой Руси. “Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению, – писал в то время праведный Иоанн Кронштадский, – и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония”. По замыслу Государя, успех задуманного во многом зависел от восстановления Патриаршества и выбора Патриарха. После глубоких размышлений он решил возложить, если Богу будет угодно, тяжелое бремя Патриаршего служения на себя, приняв монашество и священный сан. Царский Престол он полагал оставить своему сыну, назначив регентами при нем Императрицу и брата Михаила. В марте 1905 года Государь встретился с членами Святейшего Синода и сообщил им о своем намерении. В ответ последовало молчание. Великий момент был упущен – Иерусалим “не узнал времени посещения своего” (Лк. 19,44).
Государь, как носитель Верховной власти Православного Самодержавного Царства, нес священные обязанности Вселенского покровителя и защитника Православия, оберегая церковный мир во всем мире. Он встал на защиту гонимых, когда турки вырезали армян, притесняли и угнетали славян, и широко открыл границы России беженцам-христианам. Когда летом 1914 года Австро-Венгрия напала на беззащитную Сербию, Царь Николай II без колебаний ответил на призыв о помощи. Россия защитила братскую страну. Сербский королевич Александр направил Государю послание: “Тяжелейшие времена не могут не скрепить уз глубокой привязанности, которыми Сербия связана со святой славянской Русью, и чувства вечной благодарности Вашему Величеству за помощь и защиту будут свято храниться в сердцах сербов”.
Помазанник Божий глубоко сознавал свой долг Царского служения и не раз говорил: “Министры могут меняться, но я один несу ответственность перед Богом за благо нашего народа”. Исходя из исконно русского начала соборности, он стремился привлечь к управлению страной лучших людей, оставаясь решительным противником введения в России конституционного правления. Он пытался умиротворить политические страсти и дать внутренний мир стране. Однако страсти продолжали бушевать. Газета “Освобождение”, издававшаяся в то время за границей, открыто называла “освободительные силы”, выступавшие против Царской власти в России: “Вся интеллигенция и часть народа; все земство, часть городских дум… вся печать”. Премьер-министр Столыпин сказал в 1907 году: “Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия”.
На двадцатом году царствования Императора Николая II русское хозяйство достигло высшей точки своего расцвета. Урожай зерновых увеличился вдвое по сравнению с началом правления; население выросло на пятьдесят миллионов человек. Из безграмотной Россия быстро становилась грамотной. Экономисты Европы в 1913 году предсказывали, что к середине текущего века Россия будет господствовать над Европой в политическом, экономическом и финансовом отношениях.
Мировая война началась утром 1 августа 1914 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Государь Николай II приехал на Дивеевское подворье Петербурга. Вспоминают: “Государь стоял у иконы преподобного Серафима. Запели: “Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивные даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”. Государь очень плакал перед образом великого старца”. Дивеевская блаженная Паша Саровская говорила, что войну затеяли враги Отечества, чтобы свергнуть Царя и разорвать Россию на части.
Через несколько дней после начала войны Государь с семьей прибыл в Москву. Ликовал народ, звонили колокола Первопрестольной. На все приветствия Царь отвечал: “В час военной угрозы, так внезапно и вопреки моим намерениям надвинувшейся на миролюбивый народ мой, я, по обычаю Державных предков, ищу укрепления душевных сил в молитве у святынь Московских”.
С первых дней войны Государь, помимо неусыпных трудов государственных, объезжал фронт, города и села России, благословляя войска и ободряя народ в посланном ему испытании. Царь горячо любил армию и близко принимал к сердцу ее нужды. Известен случай, когда Государь прошел несколько верст в новом солдатском обмундировании, чтобы ближе понять тяготы солдатской службы. Он по-отечески заботился о раненых воинах, посещая госпитали и лазареты. В обращении его с низшими чинами и солдатами чувствовалась неподдельная, искренняя любовь к простому русскому человеку.
Царица старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Нередко она лично занималась формированием санитарных поездов и складов медикаментов в городах России.
Александра Феодоровна и старшие Княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненым, им они отдавали всю свою любовь и заботу. Ободрял страдающих и Царевич Алексей, подолгу разговаривая с воинами. Государыня работала в операционной. Очевидцы вспоминают: “Она подавала стерильные инструменты хирургу, помогая при самых сложных операциях, принимая из его рук ампутированные руки и ноги, убирая окровавленную и завшивленную одежду”.
Она делала свою работу с тихим смирением и неутомимостью человека, которому Бог предназначил это служение. Во время тяжелых операций воины нередко умоляли Государыню быть около них. Она утешала раненых и молилась вместе с ними. “Я принимала искалеченных мужчин с ужасными ранами, – писала Александра Федоровна. – У меня болит сердце за них. Я им особенно сочувствую как жена и мать”. Вспоминают, как в Петергофе, провожая полк на фронт, во время молебна Государыня плакала навзрыд, точно прощалась с родными детьми.
Государь обладал ценнейшими для военачальника качествами: высоким самообладанием и редкой способностью быстро и трезво принимать решения в любых обстоятельствах. Летом 1915 года, в тяжелейшее для русской армии время, Царь принял на себя Верховное командование войсками. Он был убежден, что лишь в этом случае враг будет разбит. Как только Помазанник Божий встал во главе армии, счастье вернулось к русскому оружию. Подъему боевого духа солдат во многом способствовал и приезд на фронт юного Царевича Алексея.
Весной 1916 года по воле Царя в действующую армию привезли из Московского Кремля Владимирскую икону Божией Матери, перед которой с верой и надеждой служили молебны. В это время Государь приказал начать наступление на Юго-Западном фронте, увенчавшееся большим успехом. Пока Государь возглавлял войска, неприятелю не было отдано ни пяди земли.
К февралю 1917 года армия держалась стойко, войска ни в чем не испытывали недостатка, и победа не вызывала сомнений. Император Николай II в тяжелейших условиях подвел Россию к порогу победы. Враги не дали ему переступить этот порог. “Только теперь возможно свержение Царя, – говорили они, – а потом, после победы над немцами, власть Государя надолго упрочится”.
Преподобный Серафим Саровский еще в 1832 году предсказал всеобщий бунт против Царской власти и кровавый момент ее падения: “Они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет Земле Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской всеобщий бунт, и, так как многие из служащих тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении, то некому будет унимать их, и на первых порах много прольется невинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют…”
В декабре 1916 года Государыня посетила в Новгороде Десятинный монастырь. Старица Мария, которая уже много лет лежала в тяжелых веригах, протянула к ней высохшие руки и произнесла: “Вот идет Мученица – Царица Александра”, обняла ее и благословила. Блаженная Паша Саровская перед своей смертью в 1915 году все клала земные поклоны перед портретом Государя. “Он выше всех царей будет”, – говорила она. На портреты Царя и Царской Семьи блаженная молилась наравне с иконами, взывая: “Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас”. Однажды Царю передали ее слова: “Государь, сойди с Престола сам”.
Наступило 15 марта 1917 года. В столице нарастали волнения. В действующей армии вспыхнул “генеральский бунт”. Высшие чины армии просили Государя отречься от Престола “ради спасения России и победы над внешним врагом”, хотя победа уже была предрешена. С этой просьбой коленопреклоненно обратились к Царю и его ближайшие родственники. Не нарушая присяги Помазанника Божьего и не упраздняя Самодержавной Монархии, Император Николай II передал Царскую власть старшему из рода – брату Михаилу. В этот день Государь записал в дневнике: “Кругом измена, трусость и обман”. Государыня, узнав об отречении, сказала: “Это Воля Божия. Бог допустил это для спасения России”. Народ лишился того, кто обладал преемственной благодатью творить Русское Право.
Именно в тот роковой день в селе Коломенское, под Москвой, произошло чудесное явление иконы Божией Матери, названной “Державная”. Царица Небесная изображена на ней в царской порфире, с короной на голове, со Скипетром и Державою в руках.
Пречистая приняла на Себя бремя Царской власти над народом России.
Начался крестный путь Царской Семьи на Голгофу. Она всецело предала себя в руки Господа. “Все в Воле Божией, – говорил Государь в трудные минуты жизни, – уповаю на Его милосердие и спокойно, покорно смотрю в будущее”.
Молчанием встретила Россия весть об аресте 21 марта 1917 года Временным правительством Царя и Царицы. После отречения Государя обер-прокурор Святейшего Синода обратился с просьбой к Синоду разослать воззвание к народу – поддержать Православную Монархию. Синод ответил отказом.
Назначенная Временным правительством следственная комиссия изводила Царя и Царицу обысками и допросами, но не нашла ни единого факта, обличающего их в государственной измене. На вопрос одного из членов комиссии, почему еще не опубликована их переписка, ему ответили: “Если мы ее опубликуем, то народ будет поклоняться им, как святым”.
Августейшая Семья, находясь в заключении в Царском Селе, неустанно трудилась. Весной Государь с детьми очищал парк от снега, летом они работали на огороде; рубили и пилили деревья. Неутомимость Царя так поразила солдат, что один из них сказал: “Ведь если ему дать кусок земли и он сам будет на нем работать, то скоро опять себе всю Россию заработает”.
В августе 1917 года Царскую Семью повезли под охраной в Сибирь. В день праздника Преображения Господня на пароходе “Русь” они прибыли в Тобольск. При виде Августейшей Семьи простые люди снимали шапки, крестились, многие падали на колени: плакали не только женщины, но и мужчины. Однажды Государь спросил красноармейца из охраны, что делается в России. Тот ответил: “Льется кровь рекой от междоусобной войны. Люди уничтожают друг друга”. Николай Александрович ничего не сказал и, тяжело вздохнув, обратил свой взор к небу. Режим содержания Царственных Узников постепенно ужесточался. Государыня писала в то время: “Надо перенести, очиститься, переродиться!”
Ровно через год после отречения, в Тобольске, Государь записал в дневнике: “Сколько еще времени будет наша несчастная Родина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда, что дольше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать? А все-таки никто как Бог! Да будет Воля Его Святая!”.
Царская Семья всем сердцем любила Россию и не мыслила жизни вне Родины. “Как я люблю мою страну, со всеми ее недостатками. Она мне все дороже и дороже, и я каждый день благодарю Господа за то, что Он позволил нам остаться здесь”, – писала Александра Феодоровна, будучи в заключении. “Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, – говорил Государь. – Я лучше поеду в самый дальний конец Сибири”.
“Мы до сего времени, – вспоминали слуги Государя, – такого благородного, сострадательного, любящего, праведного Семейства не видели и, наверное, больше не увидим”. Епископ Тобольский Гермоген, который в свое время распространял клевету на Государыню, теперь открыто признал ошибку. В 1918 году перед своей мученической кончиной он написал письмо, в котором называл Царскую Семью “многострадальным Святым Семейством” и умолял всех быть осто-рожными в осуждении всякого человека, а особенно Помазанника Божия – Царя.
В конце апреля 1918 года Августейших Узников привезли под конвоем в Екатеринбург, который стал для них Русской Голгофой. “Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой, – говорил Государь, – да свершится воля Божия!” Постоянные оскорбления и издевательства со стороны охраны в Ипатьевском доме причиняли Царской Семье глубокие нравственные и физические страдания, которые они переносили с беззлобием и всепрощением. Государыня Александра Феодоровна записала в дневнике, вспоминая слова святого Серафима Саровского: “Укоряемы – благословляйте, гонимы – терпите, хулимы – утешайтесь, злословимы – радуйтесь. Вот наш путь. Претерпевший до конца спасется”.
Царская Семья сознавала приближение смерти. В те дни Великая Княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: “Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом”.
В воскресенье 14 июля, за три дня до мученической кончины, по просьбе Государя в доме разрешили совершить богослужение. В этот день впервые никто из Царственных Узников не пел во время службы, они молились молча. По чину службы положено в определенном месте прочесть молитву об умерших “Со святыми упокой”. Вместо прочтения дьякон на этот раз запел молитву. Несколько смущенный отступлением от устава, стал петь и священник. Царская Семья опустилась на колени. Так они подготовились к смерти, приняв погребальное напутствие.
Великая Княжна Ольга писала из заточения: “Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него – он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь”. В письме Государя к сестре как никогда проявилась сила его духа в тяжкие дни испытаний: “Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля”.
По Промыслу Божию Царственные Мученики были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную взаимную любовь, которая крепко связала их в одно нераздельное целое.
В ночь мученической кончины Царской Семьи Дивеевская блаженная Мария бушевала и кричала: “Царевен штыками! Проклятые жиды!”. Неистовствовала страшно, и только потом поняли, о чем она кричала. Под сводами Ипатьевского подвала, в котором Царственные Мученики и их верные слуги закончили свой крестный путь, были обнаружены оставленные палачами надписи. Одна из них состояла из четырех кабалистических знаков. Она расшифровывалась так: “Здесь, по приказанию сатанинских сил. Царь был принесен в жертву для разрушения Государства. О сем извещаются все народы”.
Не случайна и сама дата изуверского убийства – 17 июля. В этот день Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который своей мученической кровью освятил единодержавие Руси. По свидетельству летописцев, заговорщики убили его самым жестоким образом. Святой князь Андрей первым провозгласил идею Православия и Самодержавия основой государственности Святой Руси и был, по сути, первым русским Царем.
В те трагические дни Святейший Патриарх Тихон в Москве, в Казанском соборе, во всеуслышание заявил: “На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но он не сделал этого, желая страдать вместе с Россией”.
Вскоре после революции у митрополита Московского Макария было видение Государя, стоящего рядом со Христом. Спаситель сказал Царю: “Видишь, в моих руках две чаши – вот эта, горькая, для твоего народа, а другая, сладкая, – для тебя”. Царь упал на колени и долго молил Господа дать ему выпить горькую чашу вместо его народа. Спаситель вынул из горькой чаши раскаленный уголь и положил Государю в руку. Николай Александрович начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом просветлялся, пока не стал, как светлый дух… И вновь увидел святитель Макарий Царя среди множества народа.
Своими руками он раздавал ему манну. Незримый голос в это время произнес: “Государь взял вину русского народа на себя; русский народ прощен”.
“Прости им грех их; а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал” (Исх. 32,32), – подчеркнул Николай Александрович строки в Священном Писании. Государь мужественно взошел на Голгофу и с кроткой покорностью Воле Божией принял мученическую смерть. Он оставил в наследие ничем не омраченное Монархическое Начало как драгоценный Залог, полученный им от своих Царственных Предков.
Святой Серафим Саровский еще в 1832 году предсказал не только падение Царской власти, но и момент ее восстановления и воскрешения России: “…но когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за ГОСУДАРЯ и Отечество и Святую Церковь – а ГОСУДАРЯ и всю Царскую фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за НЕГО, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской – но не столько и тут крови прольется, сколько когда правая за ГОСУДАРЯ ставшая сторона получит победу и переловит всех изменников и предаст их в руки Правосудия, тогда уже никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят, и вот тут-то еще более прежнего крови прольется, но эта кровь будет последняя, очистительная кровь, ибо после того Господь благословит люди Свои миром и превознесет Помазанного Своего Давида, раба Своего, Мужа по сердцу Своему”.