Главная / Русская Голгофа / Размышления о покаянии

Размышления о покаянии

Царь Николай 2638x318

Русские люди будут каяться в смертных грехах, что попустили жидовскому нечестию в России, не защитили помазанника Божия Царя, церкви Православные и монастыри, сонм мучеников и исповедников святых и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие.

Схиархимандрит Лаврентий Черниговский

В последние годы довольно часто приходится слышать о необходимости всенародного покаяния русского народа. Об этом говорят многие, начиная с церковных иерархов и заканчивая простыми мирянами, однако, несмотря на обилие разговоров на эту тему, до сих пор остается не совсем понятным в чем, собственно, мы должны каяться и как это на практике должно проявиться, ибо в этом, более серьезном, чем кажется на первый взгляд, вопросе еще нет полной определенности и единой церковной позиции.

Бесспорно, мы не должны забывать о той огромной доле вины, которая лежит на нашем народе за события, имевшие место в России начиная с 1917 г., но если мы ограничимся лишь абстрактным “богоотступничеством” и цареубийством, то это будет не только профанацией покаяния, но и попыткой взвалить на простой народ всю полноту вины за то, в чем он виноват лишь отчасти и косвенно. Кроме этого, когда разговор идет о покаянии народа, мы должны определиться прежде всего с тем, что именно мы подразумеваем под народом и как представляем себе покаяние.

Начнем с народа. Чтобы быть объективными в оценке вины народа в тех или иных событиях, необходимо иметь в виду, что народ сам по себе далеко не самостоятельная сила, а, говоря языком церковным, стадо, которое, либо покорно идет за своим пастырем, либо разбредается при отсутствии оного. В качестве же пастырей в России всегда на первом месте были власти духовные в лице священства и высшего церковноначалия, за ними шли власти государственные, представленные чиновниками разного уровня во главе с государем, а по мере ослабления церковной и государственной власти, роль пастырей народных самозванно захватывала разного рода образованщина в лице так называемой интеллигенции. В соответствии с этим, вина разных слоев народа далеко не одинакова и если простой народ, по словам преп. Лаврентия Черниговского, “попустил жидовскому нечестию в России” и презрев благочестие возлюбил это самое нечестие, то есть не воспротивился злу и, даже, привыкнув к нему, возлюбил его, то вожди народные, призванные заботиться о благе своего народа и вести его к спасению, либо нерадели о народе и вели себя как “наемники”, либо сознательно вели его к погибели, приучая жить в нечестии, выступая в данном случае в качестве “волков в овечьей шкуре”.

Эту немаловажную деталь часто упускают любители порассуждать о всенародном покаянии и видимо не случайно. В большинстве случаев, принадлежа к не лучшей части духовенства и интеллигенции, эти “трубачи народной совести” пытаются, взвалив на простой народ грехи своего сословия и выступая в качестве обличителей, “выйти сухими из воды”.

Однако, при таком подходе, ни о каком осознанном покаянии не может быть и речи, ибо покаяние не авансовый отчет и не акт на списание материальных ценностей после пожара, но глубоко продуманный и ответственный процесс, который не может быть отвлеченным и обобщенным – истинное покаяние всегда конкретно и по большей части личностно.

Мы все, так или иначе, являемся соучастниками того нечестия, которое творится на нашей Святой земле, но каждый по своему и все в разной степени. Конечно, проще и удобнее разделить всю вину поровну и, как на общей исповеди, всем разом отпустить грехи. Но это, во-первых, будет несправедливо по отношению к тем, кто как мог противостоял беззаконию и не жалел “живота своего” на этом пути, а во-вторых – и это самое важное – при таком лукавом отношении к таинству покаяния мы никогда не сможем получить “достойного плода” его.

И здесь уместно задать вопрос, а что же представляет из себя покаяние и что можно считать его “достойным плодом”?

Любому верующему известно, что никакое искреннее раскаяние невозможно без осознания греха, то есть началом покаяния всегда является осознанное чувство своей вины перед Богом и людьми. Следующим этапом покаяния является исповедь, то есть признание этой вины сопровождающееся сожалением о содеянном. И, наконец, завершением и основной целью покаяния, его “достойным плодом”, является исправление, изменение себя, выражающееся не только в добровольном и сознательном отказе от зла, но и в активном стремлении к добру и истине. “Уклонися от зла и сотвори благо” – именно этими словами псалмопевца Давида должен руководствоваться всякий человек и всякий народ вставший на путь покаяния.

Готовы ли мы к такому покаянию? Готовы ли мы принести тот “достойный плод” который позволит нам, по словам преп. Лаврентия Черниговского, “возненавидеть нечестие и возлюбить благочестие”, или, говоря современным языком, отвергнув ценности деградирующей либеральной цивилизации, вновь вернуться к тем нравственным идеалам, которыми столетия назад жил наш народ? Вопрос далеко не праздный, ведь если мы говорим о всенародном покаянии, то прежде всего мы должны иметь всенародную веру в Бога, ибо без веры вообще никакое покаяние невозможно, при этом наша вера должна быть искренней, не лукавой, и самое главное правильной.

К большому сожалению, уровень воцерковленности населения в современной России далек от идеального, а из тех немногих, кого хотя бы по внешним признакам можно назвать православными, далеко не все являются таковыми на деле. Причинами подобного положения в Русской Православной Церкви являются, с одной стороны – отсутствие четких критериев “правильной” веры в приложении на все сферы современной жизни, а с другой – вошедшее в норму повсеместное отступление от Апостольских и Соборных Правил и Канонов в среде священства и особенно высшего церковноначалия. Надеяться на изменение ситуации в лучшую сторону при нынешнем руководстве Церкви в лице ее патриарха, священного синода и немалой части архиереев в ближайшее время не приходится и на это есть немало объективных причин, а посему ожидать массового воцерковления населения и “правильной” веры у большинства верующих пока нет серьезных оснований.

Но те, кто сегодня призывает наш народ к покаянию, лукаво обходят эту сторону вопроса, им не нужно наше искреннее раскаяние, и тем более не желают они нашего исправления. Пытаясь создать видимость всенародного покаяния, они уводят нас от понимания причин того, как же мог богопослушный русский народ, изменив своему историческому призванию, презрев веру своих отцов, попустить “жидовскому нечестию в России” и стать соучастником этого нечестия. Как мог некогда великий и непобедимый народ стать покорным рабом у тех, кто не имеет и тысячной доли его мужества и величия… А причины эти очень важны и не разобравшись в них мы никогда не сможем выйти из того бедственного положения, в котором сейчас оказались, ибо не поняв причины болезни нельзя исцелить ее.

Без сомнения, основной причиной наших несчастий является общее оскудение веры во всех слоях русского народа, все остальное, включая соучастие в цареубийстве, увлечение оккультизмом и спиритизмом, соучастие в борьбе против законной царской власти и многое другое, есть лишь следствия всеобщего религиозного отступления. Однако, справедливости ради, необходимо заметить, что если соучастие простого народа во всех вышеперечисленных проявлениях вероотступничества было по большей части косвенным, на уровне попущения, то роль значительной части аристократии и интеллигенции была непосредственной и довольно активной.

Уже задолго до революции дворянство жило своей обособленной жизнью, ориентируясь более на запад и его идеалы, нежели на духовные ценности и традиции своего народа, а появившаяся в 19 в. интеллигенция своей любовью ко всему заграничному и неприязнью к русскому превзошла кичливую аристократию. Именно интеллигенция активно расшатывала основы веры у простого народа, проповедовала ересь непротивленчества, насаждала атеизм, дарвинизм и прочие лжеучения. Аристократия, находясь на всех ключевых постах в государстве и будучи ответственной за его спокойствие и благополучие, не только не препятствовала развращению народа и подрыву религиозных основ существующего строя, но и сама активно расшатывала государственный организм.

Кто устраивал дворцовые перевороты и в конце концов поднял восстание против законной царской власти в декабре 1825 г.? Кто брал под арест царскую семью и передавал ее будущим убийцам – большевикам? Кто спешил присягать временному правительству и отстранял от командования войсками генералов и офицеров-монархистов? Бесспорно, было в среде дворян и интеллигенции немало достойных людей, верно служивших престолу и отечеству, но они были скорее исключением, нежели правилом. Поэтому именно на представителях этих двух сословий лежит большая доля вины за революцию и последовавшие за ней кровавые десятилетия, и потому именно их духовные и кровные наследники должны одними из первых показать пример покаяния, и уж не в коем случае не пытаться выступать в роли обличителей.

Однако говоря о причинах духовного разложения русского народа и трагических его последствиях, нельзя обойти стороной и извечный еврейский вопрос, ибо еврейство, одержимое своей мессианской идеей мирового господства и пропитанное ненавистью ко всему нееврейскому, во все времена являлось разрушительной силой для многих национальных государств и культур. Не явилась исключением и Россия.

Русский народ, не сумев оценить опасность чужеродного влияния на свои религиозные и культурные традиции и потеряв, при активном участии “богоизбранного” народа, свое чувство духовного и национального самосохранения, прельстился обещаниями свободы и благоденствия и стал, согласно оценке, состоявшегося в 1918 г., поместного Собора Русской Православной Церкви, “игралищем еврейско-масонских организаций”. Чем закончились эти “игралища” для русского государства, мы уже знаем – русский народ лишился своей национальной государственности, культуры и традиций, но самое главное он потерял духовную основу и смысл своего существования.

Не смогли сохранить наши прадеды свою веру, не отстояли свое русское государство, и в этом их вина не только перед Богом, но и перед многими поколениями потомков, вынужденными влачить жалкое рабское существование в новой Хазарии. Однако, когда речь заходит о покаянии необходимо думать не столько о том, что получилось в итоге, сколько о причинах произошедшего и степени своего личного участия в имевших место событиях. Ибо конечной целью покаяния, как было уже сказано, является исправление, а для этого нужно прежде всего знать, что именно требует исправления и почему те или иные отклонения имели место. Если кто-то и соблазнился обещанными свободами и благами или поверил в бредовые идеи революционно настроенного еврейства, то подавляющее большинство русских людей – кто равнодушно, а кто боязливо – старалось не замечать творимого погрома в собственной стране. Не будь этого трусливого равнодушия, не было бы ни революции, ни гражданской войны, ни десятков миллионов жертв голода и террора и потому, когда мы говорим о вине русского народа в выше упомянутых событиях, мы должны говорить именно о равнодушном и трусливом попустительстве, но ни в коем случае не взваливать на него чужой вины, а именно, вины российского и мирового еврейства. Ведь именно евреи развращали и соблазняли наш народ, именно они финансировали дореволюционный террор и саму революцию, именно они обманом и насилием сделали нас соучастниками своего беззакония. И не русский народ, а духовные и политические вожди еврейского народа, еще в 1911 г. приговорив Николая II к смерти, в 1918 г. привели свой приговор в исполнение.

Это должен знать и помнить каждый русский человек, но не для того, чтобы свалить свою вину на это ядовитое племя, а для того, чтобы осознав свои ошибки, более их не повторять и избавить наконец и себя, и своих потомков от этих носителей духовной заразы, соседство с которыми рано или поздно приводит к нравственному разложению и смерти. И не нужно слушать тех, кто мечтательно рассуждает о том, что духовно здоровому обществу ничто не повредит и посему лучше оставить евреев в покое и заняться собой. Напомним таковым, что нам еще далеко до духовного здоровья, но при этом, не отрицая необходимости собственного оздоровления, нельзя считать разумным человека, который, находясь рядом с источником инфекции, не предпринимает мер предосторожности.

Однако, если “отрава и яд еврейской ненависти”, по словам расстрелянного большевиками известного дореволюционного протоиерея Иоанна Восторгова, были внешними причинами духовного разложения русского народа, то каковы же были причины внутренние?

Безусловно, основной причиной падения нравов в российском обществе, как мы уже говорили, является общее оскудение веры в народе, и если некоторые атеисты считают, что морально-нравственные устои в обществе никак не зависят от уровня его религиозности, напомним им, что нравственность и мораль в любом – даже атеистическом – государстве напрямую зависят от того, во что, и как верят правители и народ. Не обязательно это должна быть вера в Бога, можно верить и в научно-технический прогресс. Просто из того, во что или в Кого верит общество, а, точнее говоря, из тех идеалов, которые формирует эта вера, вытекают и морально-нравственные принципы регулирующие жизнь этом обществе. При этом уровень веры, внешне выражающийся в строгости следования установленным идеалам, определяет в свою очередь уровень нравственности как отдельных людей, так и общества в целом. Нравственность неотделима от духовности, она как индикатор, всегда является наглядным показателем уровня духовного состояния человека и общества, и если мы задались целью разобраться в причинах нравственного падения русского народа, то прежде всего необходимо искать причины духовного, а точнее религиозного характера, и тут одной констатацией факта религиозного отступления не обойтись. Религиозное отступление или оскудение веры не происходит само по себе и сразу, у этого явления тоже есть свои причины и именно эти причины в конечном итоге определяют не только духовно-нравственное состояние общества, но и его дальнейшую судьбу.

Для того, чтобы разобраться в этих причинах, необходимо прежде всего иметь представление о том, как формируются религиозные воззрения народов и откуда они появляются. Понятно, что ни одна из существующих ныне религий не возникла сама по себе, и если религиозность, как неосознанное стремление человека к одухотворенной жизни, изначально свойственна большинству людей, то формы, в которые она облекается, зависят от содержания религиозного учения, и тех, кто является его носителем и проповедником. Объем данной статьи не позволяет нам уделить достаточно внимания содержанию православного вероучения, да и в этом нет необходимости, так как к факту распространения религиозного нигилизма содержание имеет лишь самое отдаленное отношение. А вот на роли носителей веры, которые согласно словам апостола Петра должны “…пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду…” хотелось бы в этом аспекте остановиться поподробнее.

Многие наверняка слышали поговорку, “Каков поп, таков и приход”. Сейчас, когда Церковь практически не имеет влияния на умы наших соотечественников и единственным их воспитателем подчас является телевизор, эти слова не имеют особой актуальности. Но так было не всегда. В дореволюционной России, как и во всем христианском мире, Церковь активно занималась нравственным воспитанием народа, а в деле воспитания результат, как известно, зависит не столько от глубины и справедливости учения, сколько от духовно-нравственного состояния самих учителей. Если учитель не верит в то, чему он учит, он никогда не пробудит веры в другом. Если учитель сам не исполняет того, к чему он призывает, его никто не будет слушать. “Ученик, видя порочных учителей, делается хуже их” говорили Святые Отцы.

Каким бы справедливым и чистым ни было христианское учение, какие бы высокие идеалы нравственности и добродетели оно не предлагало, народ, видя порочных и нечестивых священников и архиереев, перестает верить в Бога. Далеко не все в дореволюционной России читали Священное писание и церковные каноны, иные и читая не всегда во всей полноте понимали прочитанное, а вот недостойный проповедник был всегда на виду и видя его лицемерие и нечестие люди свою неприязнь к нему нередко переносили на саму веру и, что хуже всего, даже на Бога. Незадолго до революции Святой праведный Иоанн Кронштадский говорил: “Господь преимущественно надзирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительскою, священнодейственною, пастырскою. Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина”.

Подобная картина имела место в России не только накануне революции. В конце XV – начале XVI веков на Руси, при активном еврейском участии, распространилась (и, как это ни странно, именно в среде подавляющей части духовенства) совершенно антихристианская по духу ересь жидовствующих. Ревностный защитник православной веры, обличивший на соборе 1504 г. эту “гнуснейшую”, по его словам, ересь, Святой преподобный Иосиф Волоцкий в своем труде, известном под названием “Просветитель”, о причинах ослабления веры и распространения ереси писал так: “Когда не соблюдаются Божественные правила, происходят различные преступления: оттого и гнев Божий на нас, и всевозможные наказания, и окончательный суд; и виной всему – пастыри, которые не заботятся о стаде Христовом и не охраняют его”.

Несомненно, что народ и каждый человек в отдельности несут свою долю ответственности за совершенные ими беззакония, однако доля вины пастырей несравненно более велика. Несправедливо наказывать ученика за ошибки, если его не учили грамматике и нельзя требовать от людей духовности, если им не ведомо, что это такое. Когда зачастую не лучшие представители Церкви и назойливая околоцерковная интеллигенция обвиняют наш народ в богоотступничестве и нежелании принести покаяние, возникает вполне законное желание спросить их, а готовы ли они сами принести покаяние за грехи своего сословия и осознают ли вину своих предшественников, да и свою собственную, в упорном нежелании народа вернуться в лоно Церкви? Если наше духовенство призывает народ “обратиться к Богу и покаяться”, то прежде всего оно должно показать нам пример собственной искренней веры и глубокого покаяния. Как говорил Блаженный Пахомий: “Пастырь обязан нести крест Христов совершеннее пасомых и соблюсти все прежде самому, чтобы и те также соблюдали…”

Однако современное российское духовенство, призывающее нас к всенародному покаянию, в своем большинстве не то чтобы не являет нам пример глубокой веры, но по своему лицемерию даже превосходит своих лукавых дореволюционных предшественников. Если среди рядовых священников и незначительной части епископата мы еще встречаем достойных и ревностных служителей Церкви, то представители высшей иерархии, включая Священный Синод и самого Патриарха, настолько погрязли в пороках и лицемерии, что их никак нельзя назвать православными. Глядя на грубое попрание ими церковных канонов, заигрывание с властью, враждебной не только русскому народу, но и самой Церкви, вспоминаешь слова игумена Арсения, адресованные им дореволюционным столичным архиереям: “Невольно приходится думать о них, православные ли они и знают ли они свое православие, и веруют ли в Бога, и признают ли они загробную жизнь. По истине теряешь веру в их религиозность… …ради их грехов и изливает Бог свои фиалы на нашу Россию”.

Возвращаясь к началу нашей статьи, а именно к теме всенародного покаяния, хотелось бы вспомнить одно небезынтересное предсказание. Оно принадлежит бывшему духовнику царской семьи, архиепископу Феофану Полтавскому, известному не только “своим святоотеческим духом”, как охарактеризовал его о.Серафим (Роуз), но и “как наиболее полно воспринявшего “ум Отцов” среди всех русских богословов того времени”. Касаясь будущего России владыка говорил: “Господь помилует Россию ради малого остатка истинно верующих. В России, говорили старцы, по воле народа будет восстановлена монархия, самодержавная власть, Господь предизбрал будущего царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их места”. Казалось бы, какое отношение имеют эти слова к вопросу о покаянии? Однако не будем спешить с выводами: это предсказание, наряду с мыслью Ильина о необходимости, для восстановления монархии, введения жесткой национальной диктатуры “подготовляющей всенародное религиозно-национальное отрезвление”, развенчивает укоренившийся ныне в Церкви миф о том, что до тех пор, пока народ не обратится к Богу и не принесет покаяния, в России не будут восстановлены ни порядок, ни законная царская власть.

Вообще, нужно заметить, что распространенные сегодня в нашей Церкви мифы и установки далеко не всегда соответствуют учению Св. Отцов и церковным канонам. Взять хотя бы расхожий миф о том, что “всякая власть от Бога”, приучающий нас смиряться с любой, даже самой безбожной властью. Да, конечно: все, что ни происходит в мире – делается по воле Божией. Однако не стоит забывать, что, согласно церковному учению, что-то происходит по благословению Господа, а то что-то и по Его попущению – за наши грехи и неразумие. Следовательно, то, что происходит по благословению Божию, угодно Богу, а то что происходит по Его попущению, Ему не всегда угодно.

Иоанн Богослов о различии тех, кто от Бога и тех, кто от дьявола говорил так: “Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего”. Так как же могут быть от Бога власти творящие беззакония и ненавидящие свой народ? Или вот, что говорит уже конкретно о государственной власти равноапостольный царь Константин: “….всякий царь или князь, живущий в небрежении, не пекущийся о своих подданных и не имеющий страха Божия, становится слугой сатаны…”. Что, казалось бы, непонятного? Однако миф о божественной природе всякой власти до сих пор продолжают навязывать верующим во многих приходах РПЦ.

Или возьмем установку на ложное всесмирение, приводящую, в своем логическом завершении, к смирению с любым злом и беззаконием. Не будем останавливаться на доказательствах абсурдности данной установки, но подчеркнем лишь тот факт, что ложно понимаемое смирение, вместе с превратно трактуемой мыслью о том, что “всякая власть от Бога”, рано или поздно приведет всех тех, кто примет это за истину, к безропотному подчинению антихристу. Те, кто привык смиряться со всяким беззаконием, смирятся и с этим, последним – ведь антихрист, пусть и плохая, но тоже власть.

Нужно заметить, что подобные взгляды в среде православного духовенства не есть какое-то исключение. Исключение составляют скорее те пастыри, которые придерживаются чистоты православного вероучения. Наблюдая за многими нашими архиереями невольно вспоминаешь слова из открытого письма митрополита Ленинградского и Новгородского Антония известному своими еретическими взглядами, протоиерею А. Меню: “Сионизм особенно заинтересован иметь в Православной Церкви своих постовых, которые встречали бы людей, искренно идущих к истине и провожали бы далеко в сторону от нее, стараясь, однако, уверить, что ведут их верно, именно к Православию. Задача таких постовых под видом правды проповедовать ложь, под Православной оболочкой наполнять души людей угодными сионизму взглядами и настроениями”.

К сожалению не только “постовые сионизма”, как называл жидовствующих священников митрополит Антоний, влияют на умы и души наших соотечественников – приходится сталкиваться и с постовыми Ватикана, и разного рода модернистами-обновленцами. Если к ним добавить еще и тех, кто пришел в Церковь “ради гнусной корысти”, а также всех малодушных и неразумных пастырей, то получается и вовсе не радостная картина. Как говорил пророк Иеремия “…пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо их рассеяно”. Совершенно понятно, что при подобном положении дел ни о какой разумной и правильной вере не может быть и речи, а об осознанном покаянии и говорить не приходится, но в пору сказать: “Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! Говорит Господь” (Иер. 23, 1.)

Что же касается пророчества Лаврентия Черниговского о будущем покаянии русского народа, то оно, как и другие пророчества Св. Отцов, конечно же сбудется. Однако произойдет это лишь тогда, когда “ради малого остатка истинно верующих” Господь все же помилует Россию и будущий православный царь “наведет порядок в Церкви Православной”, удалив из нее всех “неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев”, а “новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их места”.