Корона Императорской России была одной из самых блистательных в мире, сияя драгоценнейшими камнями и являясь символом могущественной страны, раскинувшейся на одну шестую часть земного шара. Но в начале прошлого века, когда силы зла восстали на эту могучую страну, на этот оплот Православия, и когда затмилась и осквернилась царская корона, тогда еще ярче засиял венец Святой Руси, вылитый из чистейшего золота Новомучеников и Исповедников Российских. И украсили этот великолепный венец самые сверкающие и прекрасные алмазы на свете: царственные дети-мученики. |
|
Дети царственной семьи Романовых – Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, и наследник Цесаревич Алексей – были необыкновенны своей обыкновенностью. Несмотря на то, что с мирской точки зрения они были рождены в одном из самых высоких положений в мире и имели доступ ко всем земным благам, они росли как обычные дети. И еще удивительнее то, что, окруженные гнилой и богоотступной дворцовой знатью, они все же выросли верующими и богобоязненными. Их царственный отец заботился о том, чтобы их воспитание было похожим на его собственное: чтобы к ним не относились как к тепличным растениям или хрупкому фарфору, а давали им делать уроки, учить молитвы, играть в игры, и даже умеренно драться и шалить. Таким образом, они росли нормальными, здоровыми детьми, в атмосфере дисциплины, порядка и почти аскетической простоты.Они также росли в атмосфере необычайной духовной любви. Брак их родителей поистине снискал Божие благословение, и Господь даровал императорской чете редкое счастье на земле – крепкий и тесный союз, т.ч. в течение десяти лет они были блаженно счастливы и в браке, и в семейной жизни, и все дети рождались в эту атмосферу любви, блаженства и нежности. Кроме того, эта образцовая семья представляла собой истинную домашнюю церковь. Оба родителя были глубоко верующими и выражали собой идеал обоих аспектов Православия – урожденного и принятого.Царь Николай, конечно, был рожден православным, вырос в крепкой православной среде и имел за спиной тысячелетнее наследство Православия. Но это наследство дало в нем такие обильные плоды главным образом благодаря его личным душевным качествам: набожности, скромности, милосердия, доверчивости, нежности души и сострадания ко всякому Божьему творению. И это-то наследство, преемственное и личное, он передал и своим детям, которые воплотили его в себе с такой же красотой.Царица Александра, хотя и родилась в лютеранстве, но также выросла в глубоко верующей семье. Поэтому-то, восприняв свою веру искренно и честно, она так долго не соглашалась перейти в иную веру, даже при всей своей великой любви к Царю. И только после того, как она осознала православие как единую истинную веру, она смогла перейти в него. Но перейдя в Православие, Царица восприняла новую веру полностью, со всей искренностью своей души, и стала по-настоящему православной христианкой. И эту-то искренность и честность веры она передала своим детям, и вера стала неотъемлемой принадлежностью их жизни.Царственные дети были прекрасны – не только своей внешностью, но главным образом своими душевными качествами. От отца они унаследовали доброту, скромность, простоту, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющую любовь к родине. От матери они унаследовали глубокую веру, прямоту, дисциплину и крепость духа. Сама Царица ненавидела леность и научила своих детей быть всегда плодотворно занятыми. Когда началась первая мировая война, Царица с четырьмя дочерями целиком посвятили себя военному делу: они без устали посещали военные лазареты, принося радость и утеху раненным солдатам, а кроме того, Царица и две старшие дочери стали еще и сестрами милосердия, часто работая в качестве помощников хирурга. «Чем выше положение человека в обществе», – говорил Царь-Мученик, – «тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своем положении». Будучи сам прекрасным образцом мягкости и отзывчивости к нуждам других, Царь-Мученик и детей своих воспитал в том же духе. |
|
Святая Царевна Ольга
Обладая общими семейными качествами, царские дети одновременно разнились характером и темпераментом.Старшая дочь, Ольга, родилась в 1895-ом году. У нее были золотисто-каштановые волосы и красивые голубые глаза. Она была скромна, невинна, искренна и добра. Она любила простоту и не интересовалась нарядами. Она больше всех была похожа на своего отца, которого беззаветно любила. Ольга отличалась быстротой ума и обладала рассудительностью; отец часто с ней советовался по важным делам. По свидетельству ее учителей, у нее была хрустально-чистая душа и светлая улыбка; она излучала внутреннюю радость, которая имела окрыляющее действие на окружающих. Как и ее отец, Ольга преданно любила Россию и русский народ. Когда перед ней встала возможность замужества с иностранным принцем, она наотрез отказалась, говоря: «Я никогда не хочу покидать Россию. Я – русская, и навсегда останусь таковой». Так она осталась на своей любимой родине для того, чтобы стяжать мученический венец. |
Святая Царевна Татьяна
Вторая дочь, Татьяна, родилась в 1897-ом году. Она была высокой, тонкой и элегантной девицей. У нее были более темные волосы и глаза, чем у остальных детей. Она была немного сдержанной, послушной и задумчивой, но часто была решительнее своих сестер. Она была талантливой пианисткой, а также хороша рисовала и вышивала. Татьяна была любимицей своей матери, унаследовав ее благородство и чувство долга. Младшие дети прозвали Татьяну «гувернанткой». |
|
|
Святая Царевна Мария
Третья дочь, Мария, родилась в 1899-ом году. Она была крепкой, крупной и красивой, со светло-серыми глазами. Она хорошо рисовала и играла на рояле. Она очень любила детей и домашнюю жизнь, и была бы прекрасной женой и матерью. Мария обладала редким качеством быть довольной при любых обстоятельствах, даже когда семья находилась в заключении в Тобольске. По этой причине родители выбрали именно ее сопровождать их, когда они вынуждены были временно разлучиться с детьми и отправиться в свой последний путь в Екатеринбург. |
Святая Царевна Анастасия |
Младшая дочь, Анастасия, родилась в 1901-ом году. Поначалу она была сорванцом и семейным шутом. Ростом она была ниже других; у нее был прямой нос и красивые серые глаза. Позже она отличалась благовоспитанностью и тонкостью ума, обладала талантом комика и любила всех смешить. Она также была крайне добра и любила животных. У Анастасии была маленькая собачка японской породы, любимица всей семьи. Анастасия несла эту собачку на руках когда она спустилась в екатеринбургский подвал в роковую ночь 4/17 июля, и маленькая собачка была убита вместе с ней. |
Наследник-Цесаревич Алексей был особым ребенком. Он родился в 1904-ом году, в ответ на усердные молитвы императорской семьи и множества верующих, просивших у Господа Бога, в дни прославления преподобного Серафима Саровского, даровать России наследника. Однако, родившись наследником Российской Империи, Алексей не мог ее унаследовать, т.к. Россия уже вступила на свой апокалипсической путь; вместо этого он стал наследником несравненно высшего царства – Царства Небесного. Алексей был предназначен на мученичество с самого момента своего рождения: единственный и любимый сын, он стал жертвенным агнцем, достойным искупить грехи своего народа. Он родился со страшным недугом гемофилии, который проявился у него уже с шестинедельного возраста, и который причинял ему ужасные боли и страдания в течение всех 14-ти лет его короткой жизни. Этот недуг явился причиной душевных мучений для всей семьи, особенно для родителей, а также способствовал падению Империи. |
Святой Цесаревич Алексей
Однако, юный отрок нес свой тяжелый крест с твердостью духа, молчаливо и безропотно, истинно по-христиански. Одновременно он был похож на любого мальчика: любил игры и шалости, особенно на дворе с другими мальчишками, любил кататься на лодке со своим отцом, дразнить сестер, смотреть кинофильмы, делать бумажные лодочки, и хотя был весьма умен, не очень любил сидеть за книгами. У него было очень доброе сердце, он любил делать всем подарки и очень любил животных. Он был живым и веселым ребенком, всеобщим любимцем. Мать любила его беззаветно, переживая невероятные душевные муки в связи с его мучениями и болезнью, которую он унаследовал с ее стороны. |
|
|
Господь даровал этим удивительным царственным детям духовно-царственную судьбу на земле: проведя детство и юность в богатстве православного образа жизни, в абсолютной чистоте и невинности, они приготовили себя к сияющему венцу мученичества. Их крестный путь начался 2-го марта 1917-го года – в день отречения Царя-Мученика. В продолжение нескольких этапов заключения – сперва в своем дворце в Царском Селе, затем в доме губернатора в Тобольске, и наконец в ипатьевском доме – «Доме Особого Назначения» – в Екатеринбурге, они терпели все возрастающие травлю, унижения и лишения. Их стражи становились все более и более дерзкими, бессердечными и жестокими, подвергая их оскорблениям, насмешкам и мучениям. Царственные мученики все претерпевали со стойкостью, христианским смирением и полным принятием воли Божией. Они искали утешения в молитве, богослужениях и духовном чтении. Они были злодейски убиты, эти чистые и невинные дети, в ночь на 4-ое июля 1918-го года, и из залитого кровью подвала в Екатеринбурге они ликующе переселились в царские палаты Царя Небесного.Почти столетие отделяет нас от царственных детей-мучеников, и однако они очень близки нам, очень живы для нас, последних христиан. Они жили на пороге безбожной коммунистической власти – этого седьмого апокалипсического «царя», которому «не долго быть», а мы живем на пороге пришествия антихриста – «зверя, который есть восьмой, и из числа семи» (Откровение 17, 10-11). Они были окружены безбожным и богоотступным обществом, а мы живем в безбожном и богоотступном мире. И все же они служат прекрасным примером православным детям и родителям, старающимся воспитать православных детей в языческом миру, что с помощью Божией и ходатайством Его святых еще возможно жить по-христиански и воспитать христианскую семью, даже в наше страшное и злое время.О святые Царственные Мученики Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, молите Бога о нас, чтобы и мы, когда найдет на нас испытания час, остались верными Господу нашему Иисусу Христу! Аминь. |
Источники: |
1. «Жития Русских Святых. 1000 Лет Русской Святости». Том II. Собрала монахиня Таисия. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1984.
2. «Дом Особого Назначения. Интимный Портрет Последних Дней Русской Императорской Фамилии». (На английском языке.) Составлено по бумагам их английского учителя, Карла Сиднея Гиббса. Нью-Йорк, 1975. |
|