Совесть наша заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются.
Велик долг наш перед Россией.
Может человек быть должен человеку, может и народ – народу. Но долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения.
Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая своего ближнего.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих – это слова Христа.
Русский Царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть.
Но любовь русских к братьям своим не отступила перед опасностью и не убоялась смерти.
Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что Русский Царь с детьми своими и миллионами братьев своих пошел на смерть за правду сербского народа?
Посмеем ли мы умолчать перед Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?
Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости.
А мотив самоотвержения, неземное нравственное чувство при жертве за другого – не есть ли это прилепление к Царствию Небесному?
Русские в наши дни повторили Косовскую драму.
Если бы Царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчетов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел бы на своем Престоле в Петрограде.
Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали; из-за этого лишились головы и он сам и чада его, и миллионы собратьев его.
Еще один Лазарь и еще одно Косово!
Эта новая Косовская эпопея открывает новое нравственное богатство славян.
Если кто-то на свете способен и должен понять это, то сербы и могут, и обязаны это понять. <…>
Блаженны вы, плачущие в эти дни с Россией, ибо с нею и утешитесь!
Блаженны вы, скорбящие сегодня с Россией, ибо с нею скоро и возрадуетесь.
Сербия
15 / 28 июля 1932 года
Святитель Николай Сербский