Великий духовный подвиг Государя Императора Николая Александровича и Его Августейшей Семьи, возсиявший ярким светом после Их мученической кончины, был глубоко осознан широкими кругами русской эмиграции, но вопрос об Их канонизации был впервые поднять в Югославии.
Еще в 1925 г. в сербской печати появилось описание чудесного явления во сне Царя-Мученика одной пожилой сербке, и с этого времени в Сербский СИНОД стали поступать свидетельства о том, что сербский народ не только глубоко чтит память убиенного Русского Императора, но причисляет Его к святым.
Приблизительно к тому же времени относятся и первые известные нам иконописные изображения Царственных Мучеников.
В августе 1927 г. в газетах Белграда появилась статья под заглавием “Лик Императора Николая II в Сербском монастыре Св. Наума, что на Охридском озере”, в которой рассказывалось о первом таком изображении на стене храма. Русский художник С. Ф. Колесников был приглашен для росписи храма в этом монастыре. Исполняя порученную ему работу, он задумал написать лики 15 святых, размещенные в 15 овалах. Четырнадцать ликов им были написаны сразу же, а место для пятнадцатого долго оставалось пустым. Необъяснимое чувство мешало ему закончить эту роспись. Однажды в сумерки он вошел в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывали лучи заходящего солнца. На стенах была дивная игра света и теней. Все казалось неземным и необыкновенным. В этот момент иконописец увидел, что оставленный им чистый овал ожил и из него глядел скорбный лик Императора Николая II. Пораженный этим чудесным видением, он некоторое время стоял в оцепенении. Затем, охваченный молитвенным порывом, он начал, не нанося углем контуры чудного лика, быстро работать кистью. Спать он не мог всю ночь, и едва забрезжил свет, принялся снова за работу и быстро ее закончил. Этот портрет-икону он снабдил надписью: “Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства”.
В марте 1930 г. в сербских газетах было опубликовано сообщение, что жители г. Лесковац обратились к Синоду Сербской Православной Церкви с прошением о причислении к лику святых Русского ИмператораНиколая II, которого они почитают наравне с сербскими народными святыми: Симеоном, Саввой, Лазарем, Стефаном и другими.
В 1936 г., при закладке в Брюсселе Храма-Памятника Царской Семье, Сербский Митрополит Досифей, выступая от имени Святейшего Патpиapxa Варнавы, сказал: “Сербия чтит Государя Императора Николая II, как святого, а на Соборе Сербских Архиереев не так давно был поднять вопрос о причислении Царя-Мученика Николая II к лику святых Сербской Церкви. В двух новопостроенных в Сербии храмах Царь-Мученик Николай Александрович изображен на иконе как святой”.
Bcкоре вспыхнула Вторая Мировая война, в результате которой Югославия была захвачена коммунистами и Сербская Православная Церковь сама оказалась порабощенной безбожной властью.
Канонизация не совершается росчерком пера. Она венчает собой длительный процесс кристаллизации молитвенного порыва и проявления воли верующих людей, составляющих церковный народ. Среди многочисленной русской эмиграции, разбросанной по всему миру, это духовное настpoениe нашло выражение в трех направлениях: в повсеместном ежегодном совершении – в течете более чем полувека – панихид по Царской Семье в день Ея злодейского убиения и в другие памятные дни;
в сооружении храмов и других памятников в честь Царя-Мученика и Его Семьи; и в распространена иконописных изображений Царственных Мучеников.
Панихиды по Царской Семье совершались во всех странах русского рассеяния, во всex посещаемых русскими людьми храмах, независимо от их принадлежности к той или иной церковной организации. В некоторых из них панихида в годовщину убиения проходила накануне вечером, затем в течете всей страшной ночи с 3/16 на 4/17 июля читалась псалтирь, служилась полунощница, а утром, в самый День Скорби, совершалась заупокойная божественная литургия.
Храмы- Памятники воздвигнуты во всех частях света. На первом месте среди них стоить великолепный Храм Св. Праведного Иова Многострадального, построенный в Брюсселе в память Венценосных Мучеников Государя Императора Николая II и Его Августейшей Семьи, а также всех русских людей, умученных и убиенных богоборческой властью в великой народной смуте. Закладка этого храма была совершена в 1936 г., а освящение – в 1950 г. В храме находятся многочисленные святыни: частицы Животворящего Креста Господня и мощи многих святых времен Апостольских и более поздних, а также русских святых; большой крест с частицами Св. мощей, бывший на кольчуге Св. Александра Невского во время Ледового побоища; Его же малый нательный крест со Св. мощами. Из числа реликвий Царской Семьи здесь хранятся: крест с найденными в Екатеринбургской шахте иконками и кольцами; Библия Наследника Цесаревича Алексия Николаевича – дар Императрицы с Ее надписью; икона Св. Иоанна Крестителя, находившаяся с Царской Семьей в Ипатьевском доме; погон Государя и Его шинель-полушубок.
Еще paнee, в начале тридцатых годов, в Шанхае был выстроен величественный Храм-Памятник во имя Св. Николая Чудотворца, небесного покровителя Государя Императора, занимавший в архитектурном и художественном отношении исключительное место среди русских церквей за границей. В Америке (США) Храм-Памятник Царской Семье находится в Сан-Франциско – это церковь Казанской иконы Божией Матери.
Из числа других упомянем о необыкновенной истории одной из таких церквей во Франции. В 1952 г. в Монморанси под Парижем, при доме Союза Русских Военных Инвалидов, была построена церковь “в память Государя Императора Николая II, всей Царской Семьи, верных слуг Ея, всех воинов за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших, на поле брани павших и в борьбе с большевиками погибших и умученных”. Постройка этой церкви ознаменовалась двумя событиями, которые можно назвать чудесными. Когда возник вопрос об устройстве церкви и средств для этого не оказалось, казначей Союза Инвалидов А. А. Костанда совершенно неожиданно, и именно в этот момент, получил принадлежавшую ему крупную сумму денег, которую давно считал пропавшей. Эту сумму, равную как раз той, которая требовалась по смете для постройки церкви, он решил пожертвовать на это дело. А в день освящения вновь выстроенной церкви произошло другое знаменательное событие. Передаем его со слов А. А. Костанда.
“После освящения храма, – говорить он, – в 3 часа дня я отправился в церковь, чтобы уединенно помолиться о спасении Poccии от сатанинского ига. По случаю Пасхальной недели Царские врата в храме были открыты. Вдруг алтарь озарился ярким светом, сверкнула молния и раздался голос: “Спасибо, мой верный и преданный слуга. Россия скоро будет”. Раздавшийся затем другой голос сказал: “Вспомни, что я тебе сказал в 1908 году: Ты воздвигнешь храм на чужой земле, он явится прообразом многих храмов, которые будут построены на земле Русской”. Затем свет погас. Слова, сказанные вторым голосом, были мнe сказаны отцом Иоанном Кронштадтским в апреле 1908 года в С.-Петербурге, при посещении им нашей семьи” (“Православная Жизнь”, июль 1968 г. (№ 7), стр. 12).
Помимо храмовых особо посвященных памяти Царской Семьи, во многих русских церквах, разбросанных по всему миру, заботами прихожан сооружены в той или иной форме молитвенные памятники в честь Царственных Мучеников. Из них прежде всего следует упомянуть о замечательном по своей красоте и художественном выполнении Кресте-Памятнике, воздвигнутом в Храме Св. Александра Невского в Париже по почину и трудами Союза Ревнителей памяти Императора Николая II, при участии многочисленных общественных организаций и с помощью пожертвований, поступивших из всех частей света. Крест этот, в 4 м высотой, исполнен в древненовгородском стиле. На широком древе креста размещены иконы святых, имена которых носили Государь, Императрица Александра Феодоровна, Их Aвгycтeйшие Дети и лица свиты и слуги, с Ними убиенные. Наверху креста – икона благословляющего Спасителя и надпись: “Сим победиши”. Памятник освящен 3/16 июля 1938 г.
В других церквах в память у6иенной Царской Семьи заботами прихожан сооружены иконы-памятники с неугасимыми лампадами. В храме Преподобного Серафима Саровского в Си-Клифе (США) находится образ Спаса Нерукотворного, найденный среди других икон в доме Ипатьева и переданный на хранение в этот храм Великой Княгиней Ксенией Александровной. Наконец, в церкви Успения Божией Матери при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США) сооружена, как и в некоторых других церквах, мемориальная доска с именами Членов Царской Семьи. Перечислить всё церкви, хранящие в своих стенах вещественные доказательства молитвенного почитания русскими людьми памяти Царственных Мучеников, не представляется возможным, но даже приведенные здесь примеры убедительно свидетельствуют о повсеместном проявлении такого духовного настроения.
Как сказано выше, первое известное нам иконописное изображение Императора Николая II относится к 1927 г. С тех пор многие иконописцы стали изображать Царственных Мучеников на иконах. Известны также Их иконописные портреты. Среди таких икон наиболее замечательной является Икона всехь Святых в Земле Россистей просиявших, написанная в 1949 г. Архимандритом Киприаном, священноиноком Свято-Троицкаго монастыря. Это икона большого размера. Ее центральную и главную часть занимают изо6ражжения всех Русских Cвятыx, а по обе стороны изображены – без нимбов – еще не прославленные Новые Мученики Российские во главе с Царской Семьей, Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной и Патриархом Тихоном. Икона написана в двух копиях, из которых одна находится в Храме-Памятнике в Брюсселе, а другая – в Вознесенском кафедральном соборе в Нью-Йopкe.
Из числа других икон выделяется глубоким замыслом композиции икона-складень, написанная в 1951 г. в г. Лима (Перу) г-жой А. Л. Дабберт-Дроздовской. В средней части складня изображена Голгофа с идущей к Распятому Христу Царской Семьей, а на дверцах написаны наиболее чтимые Русские Святые.
Есть несколько вариантов иконы с изображением семи святых, имена которых носили Царственные Мученики, в соединении с Их иконописными изображениями без нимбов.
Заслуживает также быть отмеченным иконописный портрет Великой Княгини Елизаветы Феодоровны с надписью на английском языке: Royal Martyr Grand Duchess Elizabeth Feodorovna. Он находится в церкви Св. Германа Аляскинского в г. Гринвиче (США), настоятель которой и большинство прихожан – природные американцы.
Молитвенно-творческий порыв к изображению Царственных Мучеников на иконах не ограничивается только Зарубежной Русью. Один из очевидцев свидетельствует, что он видел в тридцатых годах в Советской России икону Царской Семьи, безукоризненно исполненную прекрасным художником. На этой иконе, размером приблизительно в два квадратных фута, Государь изображен в коронационной мантии, в окружении всей Августейшей Семьи. Над головами всех Членов Семьи нарисованы нимбы святых. Почитание Царственных Мучеников в России было и продолжается, ибо совершенное злодеяние слишком чудовищно, чтобы оно могло быть вычеркнуто из народной совести.
В 1947 г. в русской эмиграционной печати появилось сообщение о дерзновенном молитвенном обращении к Царской Семье во время Второй мировой войны в Югославии. Небольшой отряд казаков с обозом, в котором находились раненые, женщины, дети, старики и один священник, потерял связь с главными силами и оказался окруженным с трех сторон красными партизанами и прижатым к непроходимому болоту. Это случилось в день Тезоименитства Государя Императора. Священник о. Илья, призвав всех к молитве, отслужил молебен “Мученику Николаю, Государю Российскому” с призывом: “Святые мученики Дома Царского, молите Бога о нас”. Пел весь отряд и все находившиеся в обозе. На чье-то возражение, что Царственные Мученики еще не прославлены и чудеса от Них еще не явлены, о. Илья ответил: “А вот молитвами Их и выйдем… Указание вам в житиях святых чтите, когда на телесах святых мучеников, без всякого прославления, христиане храмы строили, лампады возжигали и молились таковым яко предстоятелям и ходатаям…”. И действительно, чудесным открытием о. Ильи отряд и обоз вышли в полном составе из окружения, пройдя ночью через болото, прямо к мecтy расположения главных сил, с которыми они и соединились. Из окрестных жителей никто не хотел варить, что прошли они этим путем. Утром красные партизаны не могли установить и следа, куда ушел отрезанный отряд, который считали своей верной добычей.
УЯСНЯЯ ceбе духовный образ Царской Семьи, церковный народ прибегал к Ея небесной помощи еще до прославления. Именно так многие годы обращались православные христиане к Св. Праведному Иоанну Кронштадтскому, Св. Герману Аляскинскому и к Блаженной Ксении Петербургской.
Повсеместные народные поминовения Царской Семьи через совершение заупокойных литургий и панихид в определенные дни укрепляли общенародную церковную память. Но и каждая душа в отдельности, проникнутая горячей любовью к Великим Царственным Мученикам Российским, молилась о Них постоянно, и молитвами сих Мучеников Господь милует Русскую землю и русских людей до сего дня. “Святые Мученики Дома Царского, молите Бога о нас”.