«Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш русский Царь Николай. Осознать должна Россия, что без Бога – ни до порога, без Царя — как без отца! Кто любит Царя и Россию – тот любит Бога. Если человек не любит Царя и Россию – он никогда искренне не полюбит Бога. Это будет лукавая ложь!»
Старец Николай Псковоозерский
(Гурьянов,+ 24.08.2002)
I
История народов зачастую основывается на мифах. Они начинают жить своей жизнью, становится плотью и кровью народа. Однако следует отличать мифы, способствующие созиданию нации, от лживых мифов, созданных в лагере врагов страны и призванных обернуться разрушительными последствиями для государства. Вот уже почти сто лет над Россией довлеет лживый миф о том, что Царь и Император Николай II отрёкся от Сана и Престола.
20 октября 1894 года в возрасте 49 лет умер Царь Александр III. На престол вступил Его сын Николай. Царь Николай II искренно желал блага всем народам Российской империи, любил свою Родину. Все надеялись, что он пойдет по пути либеральных реформ, однако надежды интеллигенции не оправдались. 17 января 1895 г., в своей речи, обращенной к представителям земств, Царь заявил, что “будет охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял их Его покойный Родитель”. За тринадцать лет царствования Александра III Россия не вела ни одной войны, однако правительства иных государств знали, что Царь сможет отстоять честь и достоинство страны.
Царь Николай II был глубоко верующим человеком, осознававшим ответственность за судьбу страны. Он получил отличное образование, когда это было необходимо, мог настоять на своём.
Отказ Царя от реформ вызвал глубокое недовольство либералов и толкнул их на революционный путь. Деятельность либералов привела Россию к национальному коллапсу.
Международное положение в конце XIX – начале XX веков складывалось не в пользу России. Австрия вовсе не была благодарна России за своё спасение во время венгерского восстания. Австро-Венгрия стала подчинять своему влиянию балканские государства, освобожденные русской кровью. Политики этих государств проводили антирусскую политику. Англия оставалась враждебной по отношению к России, так как та присоединила к себе Среднюю Азию. Александр III пошел на сближение с республиканской Францией.
В самом конце XIX века становилось всё напряженнее. 12 августа 1898 года иностранные послы в России были ознакомлены с предложением русского Царя о необходимости «положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастья». Нота эта была разослана правительствам государств по всему миру. Германский кайзер, ознакомившись с данным предложением, решил, что оно вызвано пустой казной Российской империи. Правительство Британии не придало ему должного внимания, а Франция продолжала готовиться к войне, так как хотела вернуть Эльзас и Лотарингию. Благодаря настойчивости Николая II, в Гааге в июне 1900 года всё же была проведена международная конференция, которая вынесла решение о запрещении применения удушливых газов.
Во время правления Николая II продолжала развиваться промышленность. Основание крупного фабрично-заводского производства в России было положено Петром I, после которого осталось 233 фабрики и завода. Во время правления Царя Александра III были предприняты меры к дальнейшему развитию промышленного производства: проводилась политика протекционизма, выразившаяся в защите национальной промышленности от иностранной конкуренции. Изделия зарубежного производства облагались высокой пошлиной, а российским предпринимателям предоставлялись различные льготы.
Также во время правления Царя Александра III была введена монополия на производство и продажу алкогольных напитков.
В 1895 году образовался демократический “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”, а в 1898 — девять его членов: Ванновский – из Москвы, Радченко – из Петербурга, Тунчанский и Вигдорчик – из Киева, Эйдельман, Кремер, Мутник – из бунда (с разных мест), Петрусевич – из Екатеринослава и российский подданный Кац, собравшись в Минске, основали Российскую Социал-Демократическую Рабочую Партию – РСДРП, призванную выражать интересы революционно настроенной части населения. Для распространения своих идей члены партии стали издавать заграницей газету «Искра», тиражи которой переправлялись в Россию. Члены РСДРП выделялись богоненавистничеством. Вот что пишет русофоб В. Ленин к М. Горькому: «Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость… Это — самая опасная мерзость, самая гнусная зараза. Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой (толпа – это русский народ по мнению русофобов – Авт.) и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные «идейные» костюмы идея боженьки …»
Социал-демократы не принимали в расчет простое соображение о том, что православная монархия опирается на сочувствие народа, который видит в самодержце своего защитника от богатеев, готовых ради получения прибыли предать Родину.
Либералы, нанятые банкирами, не хотели понять, что только монарх может говорить от имени народа, ведь сами они — холуи — могут говорить только от имени тех, кто их нанял.
Они не хотели понять, что при конституционном строе во главе государства формально будет находится менеджер, которого выдвинет узкая группа людей. Менеджер будет отстаивать узкокорпоративные интересы, а не национальные. Подобная политическая система жизнеспособна, если она паразитирует в колониях (или при неоколониализме): национальные проблемы решаются за счет ограбления других народов.
В феврале 1901 года был убит студентом министр народного просвещения Боголепов, в 1902 году – застрелен министр внутренних дел Сипягин.
В среде интеллигенции крепло убеждение: тех, кто защищает Россию, рано или поздно – убьют. Многим становилось стыдно за принадлежность к русской государственности и русской культуре.
В начале прошлого века Россия решила отстоять свои интересы на Дальнем Востоке, что привело лишь к тому, что против неё ополчилась целая коалиция государств: Китай, Япония, Британия, САСШ. С целью упрочения положения на Дальнем Востоке 30 июня 1903 года в Манчжурии было учреждено Наместничество. Япония, недовольная политикой России, 24 января 1904 года порвала с ней дипломатические отношения. 27 января 1904 года японские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре. Уже в мае Порт-Артур был осажден. 19 декабря 1904 года командир гарнизона генерал Стессель решил сдаться, хотя при осаде японская осадная армия потеряла около 100 000 человек и была крайне измотана и обескровлена.
16 августа 1905 года был заключён мирный договор, согласно которому Россия уступала Японии аренду Ляодунского полуострова и южную часть Сахалина. Манчжурия, Монголия и Уйгурия оставались сферой влияния России.
Российская интеллигенция с ликованием встречала вести о мнимых неудачах русской армии на Дальнем Востоке. Пресса во всех затруднениях, с которыми встречалась армия, обвиняло «бездарное» русское правительство. Русофоб М. Горький с ликованием встретил известие о нападение на Россию Японии, так как лелеял надежду о том, что на Родине наконец-то начнутся анархия и кровопролитие. Революционные выступления 1905 года очень напоминали массовое беснование. 15 июля 1904 г. эсером Сазоновым был убит министр внутренних дел Плеве. Русским людям, защищающим русскую государственность, ещё раз дали понять, какая их участь их ожидает, если они сохранят честь и достоинство. Многим российским демократам казалось, что совесть – понятие неопределённое, а 30 сребренников – очень даже ощутимы и, в целом, помогают существованию.
Революционную бесовщину поддержали и отдельные клирики! 9 января 1905 года толпы рабочих, двигающихся к Зимнему дворцу с целью предъявить Царю петицию, вёл иерей Гапон.
4 февраля революционер Каляев убил московского генерал-губернатора В. К. Сергея Александровича, дядю Царя.
Начались и межнациональные столкновения. Так, в Баку произошла кровавая резня между армянами и магометанами.
Тем временем российская интеллигенция жаждала власти, признания, славы, почёта! Стали создаваться различные профсоюзы: юристов, дантистов, инженеров, поэтов, учителей, почтальонов, печатников, профессоров. Русские православные люди стали привыкать к заседаниям, прениям, оценочным суждениям.
17 апреля 1905 года был издан Указ Царя о веротерпимости, согласно которому сектанты уравнивались в правах с православными, им возвращались их молельни. Многие православно ориентированные русские люди, увидев, что сектанты живут богаче, решали, что им в этом помогает их вера, сами становились сектантами.
В июне 1905 года в Одессе произошло восстание революционно настроенной части населения. В августе в Баку возобновились армяно-магометанские столкновения.
27 августа высшие школы получили автономное управление. Профессора, получив формальную власть, осознали, что удержать её смогут, лишь идя на поводу у студентов, так как те были не менее честолюбивы. Студенты наслаждались своей властью. Университеты превратились в ярмарки тщеславия: в их стенах стали проводиться митинги, на которые зазывались курсистки, рабочие, аптекари, чиновники, гимназисты, солдаты гарнизонов, находящиеся в увольнении.
Рабочие привыкли проводить время на митингах, заседаниях, в прогулках по центральным улицам городов, которые покрылись густым слоем шелухи от семян подсолнечника. Перестали действовать водопровод, освещение, транспорт. Многим страшно было выйти из дома.
Зарево стояло над Московским университетом: студенты, решив, что настали упомянутые М. Ломоносовым «благословенные дни», принялись жечь костры из столов, стульев, вынесенных из здания alma mater.
В столице бундовцами был созван Совет рабочих депутатов, председателем которого был единогласно избран юрист Носарь, который по бедности подрабатывал на фабрике ткачом под ничем не приметной фамилией Хрусталёв. В состав этого Совета вошли также либеральствующие профессора и субъекты, занимающиеся коммерцией и творческой деятельностью.
17 октября Царь подписал Манифест, согласно которому народу были дарованы: Государственная Дума с законодательными правами и правами контроля за деятельностью правительства, свобода слова, собраний, после чего революционное беснование стало затихать.
Благодаря Манифесту 17 октября стало возможным создать новые партии. Наиболее известны из них «Конституционно-демократическая партия» и «Союз 17 октября», которые стояли на почве конституционной монархии, но, при необходимости, могли полностью пожертвовать ею.
«Союз Русского народа» и «Союз Архангела Михаила» стояли за сохранение самодержавной монархии. Благодаря их деятельности правительству удалось справиться с революционной бесовщиной 1905 года. Однако, вследствие того, что в их ряды стали проникать провокаторы из чуждого лагеря, их деятельность со временем почти прекратилась.
Согласно Основным законам Империи Верховная власть принадлежала Императору. Законодательную власть Царь делил с Думой и Госсоветом – верхней палатой парламента.
8 июля 1906 года правительство распустило Думу и назначило новые выборы. На пост премьер-министра, вместо Горемыкина, был назначен П.А. Столыпин, отличавшийся самоотверженной преданностью Царю. Однако было уже поздно: бесовщина распространилась по России. Между представителями «партий» шло своеобразное соревнование: кто гнуснее и пакостнее соврёт и заденет правительство. Стали распространяться анекдотцы про старца Григория Новых. Всё человеческое и приличное было отброшено ради того, чтобы или отработать полученную сумму, или получить её. Ложь пронизывала все стороны общественной жизни. Вот пример: «В начале октября 1905 г. Папюс был вызван в Санкт-Петербург высокопоставленными последователями, очень нуждавшимися в совете ввиду страшного и ужасного кризиса, который переживала в то время Россия. Маг был – немедленно — приглашен в Царское село. После краткой беседы с Царем и Царицей он на следующий день устроил торжественную церемонию колдовства и вызывания духов усопших. Кроме Царя и Царицы на этой тайной литургии присутствовало одно только лицо: адъютант императора, теперь генерал и губернатор самого Тифлиса. Интенсивным сосредоточением своей воли учителю удалось вызвать духа Царя Александра III. Несомненные признаки свидетельствовали о присутствии невидимой тени. Несмотря ни сжимавшую Его сердце жуть, Царь Николай II задал Отцу вопрос, должен Он или не должен бороться с либеральными течениями, грозившими увлечь Россию. Транспарентный дух ответствовал: «Ты должен во что бы то ни стало подавить начинающуюся революцию. Но она еще возродится и будет тем сильнее, чем суровее должна быть репрессия теперь. Что бы ни случилось, бодрись Мой Сын. Не прекращай борьбы». Изумленные Царь и Царица еще ломали голову над этим зловещим предсказанием (ещё бы: стоит ли ужесточать репрессии, если от этого волны революции будут еще сильнее? – Авт.), когда Папюс уверил их, что его логическая сила дает ему возможность предотвратить предсказанную катастрофу, однако действие его заклинания прекратится, лишь только дух его исчезнет с «физического плана» (в «астрал» — Авт.). Затем он торжественно совершил ритуал заклинания» (Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991. С. 236-237). И этой лжи люди с трепетом верили. Вот что пишет П. Жильяр: «Императору мучительно было видеть теперь бесплодность своей жертвы и сознавать, что, имея в виду лишь благо Родины, Он принес ей вред Своим отречением. Эта мысль, все чаще приходя в голову Государя, все больше Его угнетала, и впоследствии ей суждено было сделаться причиной Его глубокой душевной тоски и нравственного страдания» (Жильяр П. Трагическая судьба Русской Императорской Фамилии. Таллинн, 1991, С. 73). Почему Жильяр вдруг решил, что отречение вообще было?
В изрядно подправленном врагами России дневнике Царя сохранилась запись: «28 февраля. Лег спать в 3, т. к. долго говорил с Н. И. Ивановым, которого посылаю в Петроград с войсками водворить порядок»(Дневники Императора Николая II. М., 1991. С. 625). Мог ли написать подобное Царь, если Он задумал отречься от Престола, а тем более – от Сана? Ведь очевидно, что дневник Царя подвергся правке!
Ведь те, кто убивали Царскую Семью с приближенными к ней, пытались уничтожить Третий Рим и, следовательно, Церковь. Поэтому Церковь и речет: те, кто расправлялись с Семьей, пытались убить и меня, следовательно, Семья страдала ради меня, поэтому я прославляю их в лике святых. Следовательно, те, кто утверждает, что Царь отрёкся, то есть отказался от особого царского служения Церкви и Священного Сана Церкви — Царского Сана — изрекает мнение, идущее вразрез с догматическими истинами Церкви. Святая Церковь НИКОГДА бы не канонизировала бы Царя, отказывающегося в тяжелый для Церкви час от Престола и Сана. Царь Николай II не собирался становиться схимником. Хотя имеется предание о том, что Он советовался с иерархами поместной Церкви по вопросу о возможности стать иноком и священнослужителем.
Преподаватель МДА доцент протоиерей В. Асмус писал: «При жизни Царскую Семью окутывали тучи клеветы, которые потом стали оседать толстым слоем в различных мемуарах, так, что к источникам такого рода … надо относиться с большой осторожностью. «Историки», вроде бешено — оголтелого Д. Поспеловского (в прошлом сотрудника содержимого на средства ЦРУ радио «Свобода») — люди заведомо ангажированные, партийно-пространственные» (Асмус В., прот. Истинное отречение совершил не Государь, а Россия // Встреча. 1997. № 1(4). С. 2.). Да не уподобимся же предателям Родины…
Про Царя лгут, что по Его вине не был решён еврейский вопрос, произошел национальный коллапс. Само существование русского народа было под вопросом. Издание прав еврейского населения впоследствии могло-де уберечь Россию от антисемитизма (Данилов А.А. История России 20 века. М., Высшая школа. 1998. С. 29).
Однако российским историкам известно, что по указанию Царя Столыпин, будучи премьером, пытался возбудить в парламенте среди «народных избранников» этот «запретный» вопрос. Однако ни 2-я. ни 3-ья, ни 4-ая Дума «не нашли в себе смелости» этот вопрос обсудить и предоставить евреям особые права, так как думское большинство состояло из оппозиционных правительству партий. Оно не хотело поддержать Столыпина, и, следовательно, Царя, желавшего предоставить евреям особые права, провалить же законопроект боялось, чтобы его не обвинили в антисемитизме. Таким образом, государственные деятели, нанятые представителями международного капитала, пошли против еврейского народа?
Дело в том, что те, кто «выражал» волю еврейского народа, сами не хотели того, чтобы русским евреям были предоставлены какие-либо права. Плеве думал об изыскании способов успокоения еврейского народа, пусть даже путем серьёзных уступок в законодательстве о евреях. Он предпринял неотложные меры к сближению с еврейским обществом в Северной Америке, готов был отправиться туда, но никак не преуспел в этом предприятии, встретив весьма холодное отношение к этому со стороны главного руководителя североамериканского еврейского общества – Шиффа. У Шиффа, видимо, были какие-то другие планы…
Ведь Царя обвиняют и в препятствии созыву Поместного Собора. Дескать, если бы Царь осознал важность Поместного Собора Русской Православной Церкви и созвал бы его, это значило бы, что клир сумел бы на нём провести нужные ему реформы и повернуться лицом к народу, то есть к мирянам. Миряне уразумели бы, что клир обновляется, что в нём есть жизнь. Многие хотят возложить вину на Царя Николая II еще и за это. Он-де не допустил созыв Собора и к русской революции Русская Православная Церковь пришла неподготовленной (Адельгейн П., иерей. Русская Церковь накануне Революции. Франкфурт-на Майне., Посев, 1979. С. 156). Но ведь подобное «обновление» привело бы к власти меньшинства над большинством, а впоследствии, следовательно, — к «власти» большинства, что привело бы к обновленчеству, о котором хорошо известно клирикам, закончившим духовные семинарии. Государь ради мира в Церкви уберегал клир от совершения им непоправимых ошибок.
Ставится в вину Царю и Его поведение в заточении. Почему не призвал народ на помощь? Почему не написал статью в газету с просьбой о помощи?
Но ведь Он поступил так, как должен был поступить любой трезвомыслящий человек и тем более православный. Все равно угрозы ничего не изменят, поэтому надо принять спокойно и достойно все то, что уготовил тебе Бог. Я всегда имел лишь одно убеждение: Царь отрёкся от вооруженной борьбы собственными силами, хотя надеялся на вооруженную помощь Своего народа. Царь не отрекался, Он сделал больше, чем мог любой другой человек. Он не отрекался от Своего народа.
Некоторые считают, что Царь был убит, как политический деятель, глава администрации, начальник «тюрьмы народов». Считают, что, если бы Он отрекся от Христа, Его бы всё равно убили, погубили бы и Его Семью. В том-то всё и дело, что в этом случае правителя государства не убивают, а возят по миру, заставляя перед народом произносить слова отречения. Убивают как раз за то, что остался человеком.
Государя, считают многие, погубила Его дружба со старцем Григорием Новых. Почему, скажут многие, у царской семьи не было дружеских отношений со св. Иоанном Кронштадтским, а таковые были с «шарлатаном»?
Я бы попросил тех, кому известны сведения о том, что св. Иоанн Кронштадтский негативно отозвался о старце Григории Новых, указать достоверные, а не вымышленные источники, в которых указывается о подобных отзывах. Я, к стыду своему, подобных не знаю. И не верю, что таковые не могли быть кем-нибудь состряпаны.
Акт об отречении от Престола вообще не был предусмотрен Основными законами Российской империи, а Царь, к тому же, судя по официальной версии, отрекался еще и за Своего Сына, что противоречило акту о престолонаследии 1797 года.
Считается, что Великий Князь Михаил Александрович воздержался от принятия на себя власти и подписал составленный для него двумя ведущими юристами партии кадетов Набоковым и бароном Нольде акт об условиях принятия им власти. Он был, как считается, подписан 4 марта 1917 года. О том, что брат Царя не мог подписать эту бумажку, речь пойдёт в следующей главе. Говорилось ли в этом «Манифесте» о Церкви?
«Тяжкое бремя возложено на меня волею Брата моего, передавшего мне императорский всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнения народа. Одушевленный единою со всем народом мыслью, что выше всего — благо Родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием через представителей своих в учредительном собрании установить образ правления и новые Основные законы государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему, впредь до того, как созванная в возможно кратчайший срок на основе всеобщего прямого равного и тайного голосования Учредительное Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа. Михаил».
Возникает законный вопрос: кто будет управлять церковной жизнью? Ведь монарх в узилище. Неужели необходимо подчиниться Временному Правительству?
Совету рабочих и солдатских депутатов, состоявший из юристов, «граждан свободных профессий» и политических авантюристов?
И вот, 9 марта 1917 года появляется обращение Святейшего Синода РПЦ к верным чадам. Вот оно перед Вами с некоторыми сокращениями:
«Свершилась воля Божия: Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Временное правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту, враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения наших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь во имя братской любви на благо России, доверьтесь Временному правительству. Все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвой и поминовением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов великой Российской державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения».
Такова реакция иерархов на происшедшие трагические события. Они оказались в сложном положении. Царь был жив, находился в узилище. Временное правительство претендовало занять место Помазанника. Претендовало вразрез с мнением Церкви. Синоду нужно было анафематствовать Временное правительство, решившее взять на себя управление церковной жизнью. Иерархи были в правовом отношении беззащитны перед формами демократического устройства. Среди подписавших это обращение были те, кого Церковь прославит в лике святых: митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), Сергий, архиепископ Финляндский, Тихон, архиепископ Литовский и другие. Это были члены Синода, назначенные еще Царём. Что надо было им делать? Протоиерей Георгий Митрофанов, конспекты лекций которого использованы при написании этих строк, утверждает: «Конечно, исполнить волю Того Государя, Который их назначил быть членами Синода». То есть исполнить волю Того, Кому они дали присягу. Того, Кто был Помазанником Божиим, ведь бывших Помазанников не бывает!
И вот начались заседания Поместного собора. В это время во Временном правительстве все его члены, кроме Карташева и генерала Верховского, военного министра, входили в масонские ложи, которые представляли собой уже не религиозные закрытые общества, а политические организации, которые финансировались из-за рубежа, хотя человеческий материал был схож. Один Аарон Керенский чего стоит! Масоны передали власть большевикам, которые погубили Царскую Семью.
О. Георгий Митрофанов пишет: «Когда информация о расстреле Царской Семьи появилась в Москве, то Соборный Совет, который в межсессионный период на Соборе продолжал работать, этот вопрос обсудил, и патриарх на протоколе совещания Соборного Совета наложил резолюцию: «Благословляю архипастырей и пастырей молиться о сем на местах,» — то есть, служить нарочитые заупокойные службы о убиенном Императоре Николае II».
II
В газете «Аргументы и факты» № 45 за 2009 года была напечатана статья М. Поздняковой «Николай II не отрекался», в которой автор статьи приходит к сенсационному выводу о том, что отречения Монарха в действительности не было: телеграмма, которую называют почему-то «Манифестом» была написана Рузским и Родзянко. Царь ее даже не видел. Подпись Царя была подделана, что подтверждают эксперты. Оригинала «Манифеста об отречении» никто не видел до 1928 года, когда он был обнаружен в архиве Академии наук в Ленинграде. Этот документ представляет собой несколько бланков для телеграмм, на которых напечатан текст «Манифеста». Были обнаружены и другие два экземпляра «Манифеста». «Подпись» Царя сделана карандашом. При этом на документах отсутствуют титул Царя и личная печать Монарха. Бумаги не завизированы Правительствующим Сенатом, без чего никакой акт не имел юридической силы. На «Манифесте» присутствует и «подпись» министра императорского двора графа Фридерикса. Но и она исполнена карандашом и обведена пером. Все «подписи» Царя скопированы на стекле с подсветкой снизу, поэтому при наложении они совершенно идентичны, чего не бывает в действительности: все росчерки и завитки подписей одного лица не могут повторяться, они всегда разные. При допросе следственной комиссией Временного правительства граф заявил, что он не был рядом с Царем в то время, когда этот документ составлялся и подписывался. По опубликованным воспоминаниям тех, кто участвовал в заговоре, Царь ушел в дальний угол вагона (!), чтобы напечатать на бланках телеграмм «Манифест». Заговорщики полагали, что им поверят: другой бумаги-де не было, так как шла война. Всё, понимаете, делалось в полевых условиях. Даже машинистки не было.
Как противоречат заявлению графа «воспоминания» «генерала» Рузского: »В штабе мне подали телеграмму за подписью Гучкова и Шульгина с извещением, что они в три часа тридцать пять минут выехали в Псков. Получив эту телеграмму, я воздержался от опубликования »Манифеста об отречении…» В момент приезда комиссаров я находился в своем вагоне… Когда я вошел в вагон к Царю, А. И. Гучков докладывал Ему подробно о последних событиях. Особенно сильное впечатление на Николая Второго произвел переход Его личного Конвоя на сторону восставших войск. Этот факт Его настолько поразил, что Он дальнейший доклад Гучкова слушал уже невнимательно. На вопрос Царя, что Ему делать, Гучков тоном, не допускавшим двух решений, заявил: »Вам нужно отречься от Престола». Царь спокойно выслушал это заявление комиссара исполнительного комитета. После долгой паузы Он ответил: »Хорошо, Я уже подписал Акт об отречении в пользу Моего Сына, но теперь Я пришел к заключению, что Сын Мой не отличается крепким здоровьем, и Я не желаю с ним расстаться, поэтому Я решил уступить Престол Михаилу Александровичу». Комиссары не возражали. Царь вышел с Фредериксом в соседний вагон, составил новый текст отречения и вернулся в вагон, в котором находились комиссары. В течение десяти минут царило тягостное молчание. Наконец, явился Фредерикс с напечатанным на машинке актом отречения, который Царь тут же подписал». И ведь подобной лжи враги России наплодили на несколько библиотек!
Вот текст «отречения»:
Ставка. Начальнику Штаба.
В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли МЫ долгом совести облегчить народу НАШЕМУ тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы, и, в согласии с Государственною думою, признали МЫ за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с СЕБЯ Верховную Власть. Не желая расстаться с любимым Сыном Нашим, МЫ передаем наследие НАШЕ Брату НАШЕМУ Великому Князю МИХАИЛУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату НАШЕМУ править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России. г. Псков, 2-е марта 15 час. мин. 1917 г. Николай.
Почему год стоит после часов и минут? Царь пренебрегал требованиями штабной этики? — Нет, просто год был вписан невоенными людьми.
Фрейлина Царицы Анна Вырубова в своих воспоминаниях писала, что Царь по прибытии – уже под стражей — в Александровский дворец, сказал ей, что не вёл дневник: «Эти события во Пскове меня так потрясли, что все эти дни Я не мог вести Свой дневник» (Танеева (Вырубова) А.А. Страницы моей жизни. — М.: Благо, 2000, стр. 157-163). Исходя из этого, становится понятно, что большевики внесли подделки и в дневник Государя. Дневник за май 1915 г. повторяет камер-фурьерский журнал за май того же года почти полностью. Упоминания о том, с кем Царь обедал, кого принимал взяты из журнала.
Текстуальный анализ этих двух документов показывает, что с текст с журнала, ничтоже сумняшеся, переписывали в тетрадку «дневника». Видимо, 5 – 6 последних тетрадей дневника Царя, состоящего из 50 отдельных тетрадей, — подделка. Т. е. о том, что происходило, судя по последним тетрадям, в 1915 – 18 гг., надо читать с большим недоверием. Не исключено, что все 50 тетрадок — фальсификат…
Недавно обнаружен черновик обращения Царя Николая II к войскам, существование которого доказывает, что «прощальный Приказ по Арміи» Царя, предписывающий войскам повиноваться Временному правительству, – грубая подделка.
«Приказ» сочинен штабными офицерами Ставки путем редактирования неоконченного обращения Государя к войскам, написанного им собственноручно, а затем попавшего в липкие и проворные ручки Алексеева, которого язык не поворачивается назвать генералом. В обращении Царь писал:
«Въ последній разъ обращаюсь къ вамъ, горячо любимыя войска.
Въ продолженіи двухъ съ половиною летъ несете вы ежечасно тяжелую боевую службу…
Къ вамъ, горячо любимыя мною войска, обращаюсь съ настоятельнымъ призывомъ отстоять нашу родную землю отъ злого противника. Россія связана со своими доблестными союзниками однимъ общимъ стремленіемъ къ победе.
Нынешняя небывалая война должна быть доведена до полнаго пораженія враговъ. Кто думаетъ теперь о мир; и желаетъ его тотъ изменникъ своего Отечества, предатель его. Знаю, что каждый истинный воинъ такъ понимаетъ и такъ мыслитъ. Исполняйте вашъ долгъ, какъ до сихъ поръ. Защищайте нашу великую Россію изъ вс;хъ силъ. Слушайте вашихъ начальниковъ. Всякое ослабленіе порядка (дисциплины) службы только на руку врагу.
Твердо верю, что не угасла въ вашихъ сердцахъ безпред;льная любовь къ нашей Родине. Да благословитъ васъ Господь Богъ на дальн;йшіе подвиги, и да ведетъ васъ отъ победы къ победе Св. Великомуч. и Победоносецъ Георгій» (ГАРФ. Ф. 601, Оп. 1, Д. 2415. Л. 80 – 80 об. Совершенно случайно обнаружен д.и.н. Бабкиным М. И.). Как мы видим, здесь и речи нет об отречении. Видно, что получив неоконченное обращение Государя, Алексеев, не обладая большой фантазией, использовал его как основу для создания «проекта» «прощального Приказа», призывающего от имени Императора повиноваться Временному правительству как законной власти. Надо было добавить лишь несколько предложений, что штабные офицеры легко могли сделать. В начало «проекта Приказа» были добавлены слова: «В последний раз обращаюсь к вам, горячо любимые Мною войска. После отречения Моего за Себя и за Сына Моего от Престола Российского, власть передана Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему. Да поможет ему Бог и вам, доблестные войска, отстоять нашу Родину от злого врага». Но ведь Царь отложил занятия Думы до апреля, Он не мог написать эти слова!
Хозяева Алексеева так и не дали ему довести этот «приказ» до сведения войск, видя, что он излишен. Однако «приказ» разошелся по свету… Историки уверовали в его подлинность… Не вызывает сомнения и тот факт, что этот же черновик стал основой для следующей фальшивки – «Манифеста об отречении», созданного, правда, раньше, чем «прощальный Приказ о повиновении Временному правительству». Итак, всё, что связано с фе-вральскими событиями 1917 года, несомненно связано с ложью и предательством. «Манифест об отречении», «прощальный Приказ», как и «дневник» Государя, – фальшивки. Царь не отрекался от Престола.
После подделки «Манифеста» Государя лишили свободы и не допускали к нему представителей прессы и народа. Заговорщики испугались, что Царь опровергнет ложь масонов. Больше года никто не захотел помочь Тому, Кому все присягали на верность. Некоторые представители духовенства плакали от радости от того, что будут жить без Царя, и провозглашали: «Многая лета – Временному правительству», не задумываясь об абсурдности возгласа. Словно бы массовое безумие овладело частью русского народа.
…Имела ли эта статья какой-либо резонанс? Ведь сведения, которые в ней были представлены, — сенсационны. Имеем ли мы отношение к этим, казалось бы, далеким событиям?
Сегодня особенно остро чувствуешь: то, что происходит в каком-нибудь Каинске или Симферополе, происходит и с нами. Мы все живем в едином пространстве России – Великороссии, Малороссии, Белоруссии. То же самое — с другой координатой, — со временем и, в целом, с историей. В Церкви нас — живых и ушедших, но живых в Боге, — связывает взаимная любовь, мы единое Тело Христово. Неужели Православная Церковь, какой она была в XX веке, стала разительно отличаться от той, какой она стала в веке XXI? Неужели это две разных Церкви? Или кто-то считает, что стало уже два Христа?
Судьба России и мира корнями связана с центральным событием XX века — убиением Русского Царя и Его Семьи. Не будь Февральской революции — не было б Гражданской войны, расчленения России в 1991 году. «Если бы Россия в 1917 году осталась организованным государством, все дунайские страны были бы ныне лишь русскими губерниями», — сказал в 1934 году канцлер Венгрии граф Иштван Бетлен. – «Не только Прага, но и Будапешт и София выполняли бы волю русских Властителей. В Константинополе на Босфоре и в Катарро на Адриатике развевались бы русские военные флаги. Но Россия в результате революции потеряла войну и с нею целый ряд областей…» «Русская революция спасла нас от гибели», — признался в своих воспоминаниях Людендорф.
Отсутствие монархической власти в России грозит ей неисчислимыми бедами. В начале XVII века, чтобы спасти Россию от гибели, преодолеть Смуту, наши предки со всех концов России собрались в Москве, только что освобожденной от захватчиков, и подписали Грамоту Московского Поместного Собора 21 февраля 1613 года. Выражая соборную волю России, они дали обет за себя и за потомков верно служить Царю Михаилу Феодоровичу Романову – новому родоначальнику Правителей России — и Его потомкам, — из рода в род. Чтобы уберечь потомков от желания повторить смуту, дали клятву: «И кто же пойдет против сего соборного постановления… да проклянется таковой в сем веке и будущем отлучен бо он будет от Святыя Троицы, не буди на нем благословения от ныне и до века». Наши предки убедились на горьком опыте, что в государстве Российском может быть мир и порядок только при самодержавной власти Помазанника Божьего, которому служат Его подданные. При игнорировании этого Богоустановления начинаются междоусобицы и братоубийственные войны. Но после Февраля 1917 года Россия, израненная, стоящая на коленях, не погибла. Почему? Царь Николай II говорил в те роковые дни перед Февралем: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России, я буду этой жертвой, да свершится воля Божия!» Царь Николай II знал свою жертвенную судьбу из предсказания монаха Авеля и послания Преподобного Серафима Саровского.
Лишение Царя власти не имеет никакой силы. «Покидал трон» и грозный Царь Иван, переезжая в Александровскую слободу. Ужели Он предал народ и переставал быть Царем на это время? — Нет, ибо все знали, как знают и сейчас, что Таинство Миропомазания совершается Богом и обратной силы не имеет, а мне не нужно даже приводить цитаты из Священного Писания. Неужели никто не учился в средней школе и не знает об «уходе» Царя из рода Рареков (Соколов)?
В начале зимы 1564 года Иван Васильевич покинул Москву в сопровождении верных Ему ближних бояр, дворян и приказных людей «выбором изо всех городов» с женами и детьми. «Третьего декабря рано явилось на Кремлевской площади множество саней, — рассказывает Карамзин. — В них сносили из дворца золото и серебро, святые иконы, кресты… Духовенство, бояре ждали Государя в церкви Успения: Он пришел и велел митрополиту служить обедню: молился с усердием, принял благословение… милостиво дал целовать руку Свою боярам, чиновникам, купцам: сел в сани с царицею, с двумя сыновьями…» — и уехал из Москвы.
Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы. Народ ждал, чтобы Иван объяснил Свое поведение. Царь не заставил себя ждать долго.
3 января нового 1565 года в Москву прискакал гонец Константин Поливанов. Он вез две царские грамоты. В одной из них, врученной послом митрополиту Афанасию, Грозный описывал все измены, мятежи и неустройства боярского правления, сетовал на невозможность в таких условиях нести служение Царя и заключал, что «не хотя многих изменных дел терпети, Мы от великой жалости сердца оставили государство и поехали, куда Бог укажет Нам путь». В другой грамоте, адресованной московскому простонародью, купцам, всем тяглым людям и всенародно читанной на площади, Иван объявлял, чтобы русские люди сомнения не держали — царской опалы и гнева на них нет.
Царь Иван не отрекался от Престола, как не отречётся от него и Великомученик Николай II, сознавая ответственность за народ и за страну. Он как бы спрашивал: «Желаете ли над собой Меня, Русского Православного Царя, Помазанника Божия, как символ и знак своего избранничества и своего служения? Готовы подклониться под «иго и бремя» Богоустановленной власти, сослужить со мною, отринув личное честолюбие, жажду обогащения, междоусобицы и старые счеты?» Воистину, это был один из наиболее драматических моментов русской истории. «Все замерло, — пишет в своем труде Ключевский, — столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли…». Непонятное, на первый взгляд, поведение Царя на самом деле было глубоко русским, обращалось к издавно сложившимся отношениям народа и власти. Русский народ в те времена сделал правильный выбор. В начале прошлого века значительная часть народа-Богоносца предала Помазанника Божия.
Разве Николай II освобождал Свою страну от Присяги?
Вот Форма Присяги Членов Императорского Дома (кроме Наследника Престола) при торжественном объявлении совершеннолетия их: Именем Бога Всемогущего, пред святым Его Евангелием клянусь и обещаюсь Его Императорскому Величеству, моему Всемилостивейшему Государю, Родителю (или Деду, Брату, Дяде и т. д.) и Его Императорского Величества, Всероссийского Престола Наследнику, Его императорскому Высочеству, Государю Цесаревичу и Великому Князю … , верно и нелицемерно служить и во всём повиноваться, не щадя и живота своего до последней капли крови, и всё к высокому к высокому Его Императорского Величества самодержавию,силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, споспешествуя всему, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной относится может; а по званию моему Члена Императорского Дома обязуюсь и клянусь соблюдать все постановления о наследии Престола и порядке фамильного учреждения, в Основных Законах Империи и порядке фамильного учреждения, в Основных Законах Империи изображенные, во всей их силе и неприкосновенности, как пред Богом и судом Его страшным ответ дать могу. Господь Бог мне в сем душевно и телесно да поможет. Аминь. [Свод Законов Российской Империи. Том первый. Часть 1. Свод Основных Государственных Законов. СПб., 1906. Приложение 4]
В.К. Михаил, исходя из вышеизложенного, не имел права принимать какое-либо решение касательно Престола, так как его никто не освобождал от Присяги.
Он ничего и не предпринимал, тем более, что находился под арестом, как и его Брат. Текст «отречения» Великого Князя написан заговорщиком и будущим министром Временного правительства масоном Набоковым, отцом «писателя» В. Набокова.
Военному человеку известно, что такое Присяга. В нашей стране большинство населения не имело никакого отношения к прохождению службы в армии, поэтому воспринимается подобная информация подобно откровению.
От исполнения Присяги Царю может освободить только смерть Царя или добровольное пострижение Его в монахи. — А его Брат — был жив, становиться схимонахом не собирался.
Таким образом, «Отказ В. К. Михаила Александровича» — фальшивка, как и убого состряпанный «Манифест».
1 марта 1917 года Царь, практически плененный в поезде, преданный подданными, берет себе в совет и укрепление Слово Божие, Он читает Библию, подчеркивает отдельные строки. Первое, что видим из Его пометок в Книге, — упование на Божий Промысел: »Не бойся, ибо Я с тобой» (Быт. 26, 24), »Не бойся, Я твой щит» (Быт. 15, 1).
«Ничего не понимающий» подполковник В. М. Пронин в своей книге воспоминаний так описывал прощание Царя с офицерами Ставки: «… И я, как сейчас, вижу врезавшееся в мою память на всю жизнь, скорбное лицо Императора и крупные слезы, катившиеся по его щекам, когда Он обходил встречавших Его на вокзале офицеров Ставки, в момент прибытия из Пскова, после отречения…» Почему Пронин решил, что отречение имело место? Ведь Царь не говорил Своим офицерам, что Он отрёкся! Почему же они, понимая, что Царь под незаконным арестом, не помогли Ему в тот момент? Да потому, что они уже знали, что было, например, с НШ корпуса полковником А. Г. Викененом, который в отсутствии «командира» «генерал-адъютанта» Хана-Нахичеванского отправил Царю телеграмму: »До нас дошли сведения о крупных событиях. Прошу Вас не отказать повергнуть к стопам Его Величества безграничную преданность Гвардейской кавалерии и готовность умереть за своего обожаемого Монарха. Генерал-адъютант Хан-Нахичеванский». Когда Викенен доложил об этой телеграмме прибывшему «командиру», тот пришел в ярость, вследствие которой Викенен «прозрел», по официальной версии ушел к себе и застрелился. Но, скорее всего, НШ корпуса просто застрелили… Офицеры молчали «страха ради иудейска». Подполковник Пронин, судя по книге, — неглупый человек. Он даже знает, кто такие «ботаники». Как он мог не понять, что на самом деле происходило на вокзале? Затем советские историки напишут, что «бывший Царь попрощался с войсками…», будет написано множество похожих «мемуаров». В голове у бравого подполковника, судя по написанному им же, проносятся мысли: «Императора уже нет… привезли его тело… Прибыл «бывший» Император; слово «бывший» звучит как-то дико… «бывший»… Его нет… Императора, при Его же жизни уже нет… Да и вообще в России нет Императора…» Неужели Пронин — не православный и он не знает, что бывших Царей не бывает? У него даже пробуждается мерило человечности — совесть(!): «И вспомнились мне швейцарцы, наемная гвардия Людовика XVI, вся до единого солдата погибшая, защищая своего короля…» Но не надолго, так как его рука выводит: «Чувствуется, как будто живем в доме, где лежит безнадежно больной человек…» Подполковник, так ведь ты и болен, горемыка, болен духовно и нравственно.
III
15 августа 1917 г. в Москве был открыт Поместный собор РПЦ. Для его проведения было избрано 564 человека: 80 архиереев, 129 священников, 10 дьяконов, 26 низших клириков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян (См.: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., Государственный архив Российской Федерации, Новоспасский монастырь. 1994. Т. 1. С. 119–133).
18 августа 1917 года председателем Собора был избран митрополит Московский Тихон (Беллавин). Митрополит Владимир (Богоявленский) стал почётным председателем Собора (Там же, С. 64–65, 69–71). На их имя пришло около десятка писем, в которых предсказывалось о неминуемом излиянии на Россию Божьего гнева за отвержение ею Помазанника Божия.
Членов Собора в письмах умоляли исполнять положение грамоты Земского собора 1613 г. о необходимости быть верными Роду Романовых. Авторы писем справедливо обличали пастыреначальников и пастырей за их забвение решений Земско-Поместного Собора 1613 года, бездействие в феврале-марте 1917 года, за поддержку демократического строя, приведшего Россию к национальному коллапсу…
ГРАМОТА ВЕЛИКАГО МОСКОВСКАГО СОБОРА от 21-го Февраля 1613-го года гласила:
«Послал Господь Бог Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко единима усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства Государем, Царём и Великим Князем всея Руси Самодержцем, Тебе Великому Государю Михаилу Феодоровичу.
Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню и за Их Царския Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души своя и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.
Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил. Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царём.
И кто же пойдёт против сего Соборного постановления — Царь ли (!!! — Авт.), Патриарх ли, и всяк человек, да проклянётся таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы.
И иного Государя, помимо Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца и Их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, то нам боярам, и окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям, на того изменника стояти всею землею за один.
Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее вовеки укрепление — быти так во всём по тому, как в сей Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови, и начнёт глаголати ино, и молву в людех чинити, то таковой, аще от священных чину, и от бояр, царских синклит и воинских или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди; по священным правилам Св. Апостол и Вселенских седми Соборов — Св. Отец, и Поместных, и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Тайн приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть восприимет, и нашего смирения и всего освященного Собора, не буди на нём благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета, в роды, и не прейдёт ни едина черта от написанных в ней.
А на Соборе были Московского Государства изо всех городов Российского Царства власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь Освященный Собор. Бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные дворяне и дияки и жильцы, дворяне большие и дворяне из городов, дияки из приказов, головы стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки, торговые и посадские и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди, и из всех городов, всего Российского Царства выборные люди.
Своеручные подписи.
А уложена и написана бысть сия Утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето царствования его, а от сотворения мира 7121-го»(Утвержденная грамота Великаго Московскаго Собора от 21 февраля 1613-го года / Приложение II (Документы) / История Русской Православной Церкви. Т. 1. – СПб.: Воскресение, 1997. – С. 739 – 740).
Вот и тексты присяг, которые давались военнослужащими и священнослужителями:
«Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ [Имя и отчество], Самодержцу Всероссийскому, и ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Всероссийского Престола НАСЛЕДНИКУ, верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к Высокому ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, исполнять ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА государства и земель Его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление, и во всем стараться споспешествовать, что к ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может.
Об ущербе же ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленным надо мной начальникам во всем, что к пользе и службе Государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание, и всё по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать; от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному (офицеру или солдату) надлежит.
В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий.
В заключение же сей моей клятвы, целую слова и крест Спасителя моего. Аминь».
«Аз, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, своему истинному и природному ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМУ ВЕЛИКОМУ ГОСУДАРЮ, ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, САМОДЕРЖЦУ ВСЕРОССИЙСКОМУ, и законному ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ВСЕРОССИЙСКОГО ПРЕСТОЛА НАСЛЕДНИКУ, верно и нелицемерно служить, и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к высокому ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержавству, силе и Власти принадлежащыя права и преимущества узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, предостерегать и оборонять, и притом по крайней мере стараться споспешествовать все, что к ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верной службе и пользе Государственной во всяких случаях касаться может: о ущербе же ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися, и всякую мне вверенную тайность крепко хранить буду, и поверенный и положенный на мне чин, как по сей (генеральной), так и по особливой, определенной, и от времени до времени ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА именем от предуставленных надо мною начальников определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать, и таким образом себя весть и поступать, как верному ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА подданному благопристойно есть и надлежит и как я пред Богом и судом Его страшным в том всегда ответ дать могу; как суще мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. К тому ж аз, нижеименованный, призываемый ныне к служению иерейскому, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что желаю и, при помощи Божией, всемерно потщуся проходить служение сие согласно со словом Божиим, с правилами Церковными и указаниями начальства; богослужение и таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению Церковному, ничтоже произвольно изменяя; учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святыя Православныя Церкви и Святых отец; вверяемые попечению моему души охранять от всех ересей и расколов, и заблуждших вразумлять и обращать на путь истины; провождать жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мiрских обычаев устраненную, в духе смиренномудрия и кротости, и благим примером руководствовать других ко благочестию; во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь или выгоды, но славу Божию, благо Святыя Церкви и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь Бог благодатию Своею, молитв ради Пресвятыя Богородицы и всех Святых. В заключение сего клятвенного обещания моего целую слова и Крест Спасителя моего. Аминь».
Священнослужитей призывали покаяться за своё бездействие в те времена, когда на монархию обрушилось несчастье. Поместный Собор Церкви спрашивали: можно ли разрешить народ от присяги Царю? Ведь Святейший Синод в марте 1917 года благословил приводить пасомых к присяге Временному правительству без освобождения их от прежней Присяге Помазаннику. Миряне просили иерархов Церкви, как в период Смутного времени, разрешить их от клятвопреступления.
24 Июля 1917 г.
В Святейший Правительствующий Синод
Господина нашего Святейшего Митрополита
Святейший Синод,
Мы, православные христиане, усерднейше просим разъяснить нам в газете «Русское Слово», что означает в представительстве перед Господом Богом присяга, данная нам на верность Царю, Николаю Александровичу? У нас идут разговоры, что ежели эта присяга ничего не стоит , то ничего не будет стоить и новая присяга новому Царю.
Так ли это, и как надобно всё это понимать? Мы обращались за разъяснением к своему брату, умному человеку, но он нам прислал ни два, ни полтора, что вы сами увидите из писем этого человека, которые посылаем Правительствующему Синоду в суждение.
Нам желательно не самим решить это дело, как нам советует наш знакомый человек, а Синодом Правительствующим, чтобы всё это понимали, как надо понимать, без разногласия. Потому что от разногласия жить стало нельзя, и нету никакого порядка. Жиды говорят, что присяга – ерунда и обман, что можно и без присяги; попы молчат, а миряне каждый по-своему, а это не годиться. Опять же стали говорить, что Бога нету совсем, а церкви скоро закроются по ненадобности. А мы по-своему думаем, зачем же закрывать, иному при Церкви жить лучше. Теперь сничтожили Царя – плохо стало, а ежели прикрыть Церкви – ещё хуже того будет, а нам надо, чтобы лучше было.
Потрудитесь нам, Святейшие Отцы наши, разъяснить для всех одинаково, как быть со старой присягой и с той, которую принимать заставят? Какая присяга должна быть милее Богу, первая или вторая? Потому как Царь не помер, а живой, в заточении находится.
И правильно ли, что все церкви позакроются? Где же нам тогда молиться Господу Богу? Неужто идти к жидам в одну компанию и с ними молиться? Потому как теперь их вся власть и которою они над нами бахвалятся. Ежели этак всё будет и дальше – то это нехорошо, и мы очень недовольны.
Православные христиане.
В Святейший Правительствующий Синод
Крестьянина с. Покровского, той же волости Таганрогского округа Области Войска Донского Тихона Ивановича Минкина
Смотря на бедствия Родины, осмелился по долгу своей совести донести Святейшему Синоду, почему пастыри и Архипастыри Церкви молчат, — почему не спасают Родины, зачем покрывают изменников, не предают их запрещению, где те пастыри, которые были в годины тяжких испытаний Родины: Святые Сергий Радонежский, Пётр Могила, Пётр митрополит Московский, Патриарх Гермоген, Дионисий Палицын и многие другие, которые не боялись молвы развратных людей в своё время, а словом и делом спасали Родину, молились за неё всенародным молением к Господу и Пречистой матери, хождением по сёлам и городам всем причтом церквей, со святынями и народом, и Господь внимал просьбам – щадил Отечество и спасал народ русский от нашествий иноплеменников? Дорогие Архипастыри, умоляйте подведомственную Вам паству и пастырей-священников ходить по сёлам и городам со святынями по Воскресным и праздничным дням с народом – с просьбою к Творцу нашему о спасении дорогой Родины России от нашествия Тевтонов-немцев, поверяйте их служение Овцам, добре ли они пасут Христово, радят ли о Овцах. Уже много достоверно известно, что многие солдаты, даже части поздавались в плен немцам добровольно. Почему они не предаются Проклятию как изменники своей Родины, почему они покрываются? Народ невежественный проводит время в лени и играх, а высший класс правящий, интеллигенция и духовенство тоже сие творят; откуда же будет Спасение? Зачем сельские отцы-батюшки в своих проповедях не громят нас о нашей лени, неправдах, изменах солдат Родине, почему не произносят проповедей, как Апостол Павел говорит: «настой благовременне и безвременне, умоли, упрети, запрети, разъясни» и т.д. Почему Святейший Синод не делает попыток поддержки Временного Правительства и почему не слыхать его последнего веского слова, почему Церковь об опасности Родины ничего не говорит, последнее Синода к народу и православным чадам известно только из газет, священники же в церквях нигде ничего не говорят, так, как будто это послание Синода было только к редакторам газет. Народу надо говорить в церквах, да не не раз или два раза, а сто раз, претить гневом Божиим как народу, воинам, так и начальникам, не радеющим о подчиненных людях и халатно относящихся к своим обязанностям. Дорогие Архипастыри, спасайте Родину, призывайте всех опомниться. Напоминайте каждому об обязанностях перед Отечеством.
Почему на фронтах нет ни одного Владыки, который бы мог словом и делом вразумить развратных воинов, почему Церковь (клир – авт.) не проникает в невежествия людские, чтобы знать, как их врачевать? Зная мнение людей простых, заявляю, что они ахают о разрухе Государственной, говоря, зачем неразумному дают нож, которым он может обрезаться? Почему не обуздают молокососов непрактитов в их бездельных речах о строительстве государственном, только развращающих малосознательный народ? Почему не запрещается пропаганда в Войсках большевиков и Ленинцев и не истребляется в корне сеятель её, почему не вводится самая строгая диктатура для спасения Родины и не обуздывается язык лентяя и невежды? В настоящее время нужен (Царь) Иоанн Грозный, только таким путём можно спасти Россию от немцев, этого делового, умного. Трудолюбивого и дисциплинированного тевтона-народа. Все внутренние порядки надо оставить до конца войны, а по окончании, если устоит Россия, всё можно сделать и устроить. Простите меня, что осмелился сказать. Да поможет вам Господь, дорогие наши Архипастыри, спасать Отечество – Россию.
29 Июля 1917 г.
Тихон Минкин (Письма русских русских людей в Св. Синод / Приложение II (Документы) / История Русской Православной Церкви. Т. 1. – СПб.: Воскресение, 1997. – С. 799 – 800 и 806-808).
Сколько мудрости, присущей русскому народу, в этих письмах! Что можно прибавить к этим прекрасным словам?
Русский народ всегда знал о таинстве Миропомазания и о его смысле.
О таинстве Миропомазания можно прочесть в статье Н. Дивеева «Помазанник Божий», напечатанной в «Еженедельнике» от 13/26 августа 1923 года, N 102: «Только на Руси, как в древней Византии, Царское Венчание сопровождается таинством Миропомазания; на Западе лишь в Англии совершается миропомазание королей, но англиканская церковь ни признает за миропомазанием таинства Богоустановленного — там это только обряд. Миропомазание наших Государей не есть восьмое или какое-либо новое таинство, но высшая степень Миропомазания. Совершается Царское венчание и Миропомазание так. При вступлении Их Величеств в Успенский собор певчие поют умилительный псалом: «Милость и суд воспою Тебе, Господи…». Государь и Государыня прикладываются к местным иконам, а потом, взойдя на трон, садятся. Тогда первоприсутствующий митрополит, по древнему обычаю, приглашает Его Величество вслух всех подданных исповедать православнокафолическую веру: «Како веруеши?» Государь встает и громко произносит Символ веры. «Благодать Пресвятаго Духа да будет с Тобой», — говорит ему митрополит. Следует великая ектения, в которой св. Церковь от лица всех верноподданных испрашивает у Царя царствующих благословления небесном на главу Царя земного и всех даров Духа Божия, необходимых ему в предстоящем великом служении; св. Церковь просит Царю премудрости и силы, благопоспешения во всем и долгоденствия, чтобы услышал Его Господь в день печали и защитил Его, чтобы ниспослал Ему помощь Свою и заступил Его, чтобы неподкупны были суды Его, чтобы грозно было оружие Его врагам отечества и пали под ноги Его все враги и супостаты… После ектении поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…» и читается паремия из книги пророка Исаии. После паремии возглашается прокимен: «»Господи, силою Твоею возвеселится Царь…» и читается Апостол, в котором св. Павел учит о повиновении властям предержащим, о том, что царская власть происходит от Бога и потому всякий противляющийся царской власти сопротивляется повелению Самого Бога. За Апостолом следует чтение Евангелия, в котором из уст Самого Господа Иисуса слышится заповедь: «Воздадите кесарево Кесареви…». После Евангелия митрополиты подносят Государю Императору царскую порфиру, и Государь возлагает ее на себя при их содействии, причем первенствующий митрополит произносит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Его Величество преклоняет главу, а первенствующий митрополит, осенив ее крестным знамением, возлагает на нее крестообразно руки и читает молитву, в которой просит Господа, чтобы удостоил Своего верного Раба, Государя, священного Миропомазания подобно Давиду, который приял помазание от Самуила пророка, чтобы облек Его Своею силою Божественною для великого подвига царствования, чтобы явился Он твердым хранителем догматов веры православной и, совершив свое царское служение на земле, удостоился быть наследником небесного царства. Вслед за тем митрополит подает Государю Императору корону, и Он возлагает ее на Свою главу, а митрополит произносит: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь…» Потом архиерей говорит Его Величеству: «Благочестивейший, Самодержавнейший, Великий Государь Император Всероссийский, видимое сие и вещественное главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе, Главу Всероссийскаго народа, венчает невидимо Царь славы Христос благословлением Своим благостным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими». Подобным же образом митрополит подает Его Величеству в десницу скипетр, а в шуйцу державу, говоря, что они служат видимым знаком данной Ему от Бога власти самодержавной. Облеченный во все знаки царского достоинства Государь садится на своем Царском престоле. Вскоре потом Он приглашает к Себе Свою Августейшую Супругу. Она подходит и становится пред Ним на колена. Государь снимает с Себя корону, касается ею главы Государыни и снова возлагает ее на Свою главу. В это время подносят меньшую корону, которую Государь и возлагает на главу Императрицы. Подают Ему порфиру и бриллиантовую цепь: Он ту и другую возлагает на Свою Августейшую Супругу, после чего Императрица встает и отходит на свой престол. Следует провозглашение многолетия. Богом венчанный Государь отдает скипетр и державу ближайшим сановникам и один за всех преклоняет колена пред Господом и вслух всех читает молитву… Как трогательна эта молитва Царская, в которой Он смиренно благодарит Господа за Его неизреченные к Нему милости и подобно древнему Царю Соломону взывает: «Да будет со мною приседящая престолу Твоему премудрость. Посли ю с небес святых Твоих, да разумею, что есть угодно пред очима Твоима и что есть право в заповедях Твоих!.. Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей, яко да и в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово…» По окончании молитвы Государь встает, а вся церковь, все верные Его подданные в свою очередь становятся на колена и первосвятитель от лица всех произносит молитву — ту самую, которая ежегодно потом повторяется на молебном пении в день восшествия на престол и в день воспоминания коронации Государя. Так утверждается союз Царя с Его верными подданными, утверждается молитвою Царя за подданных и подданных за Царя. Так еще более скрепляются узы любви пред лицом Божиим обетом царского служения благу народа и послушания подданных своему Богом данному Государю… Остается Богом избранному Самодержцу облечься силою Духа Божия в священном Миропомазании и соединиться с Самим Господом в таинстве св. Причащения, и это совершается на Божественной литургии. Во время причастного стиха два архиепископа идут к трону Государя и приглашают Его приблизиться к Царским вратам. Государь идет в порфире. Тогда первенствующий митрополит берет сосуд, помазывает Его Величество св. Миром на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях и руках, произнося: «Печать дара Духа Святаго», а второй митрополит отирает места помазания. В это время происходит звон и 101 выстрел. Государь отходит к иконе Спасителя. Приближается Государыня и митрополит помазует Ее только на челе. Она отходит к иконе Богоматери. Тогда Первосвятитель вводит Помазанника Божия чрез Царские врата во св. алтарь: здесь Государь делает поклонение св. Престолу и приемлет от руки митрополита св. Причащение: особо Тело, и особо Кровь Христову, кик приобщаются священнослужители. Государыня Императрица причащается в Царских вратах по обычаю… В этом таинственном обряде сказывалась вся особенность Православной Монархии. Восточные деспоты правили во имя собственного произвола; государи Запада — во имя мнимой народной воли; наш Самодержец — во имя Христа, как послушный раб Его и исполнитель Его Божественных велений, кик руководимый Духом Божиим в силу благодатного таинства Миропомазания при венчании на Царство. Вот основа и опора нашего государственного бытия, Забыли мы о значении великою таинства Помазания на Царство, стали увлекаться примерами впавшего в материализм Запада, утратили отечественную самобытность и оказались в бездне…»
О том, что России нужен Самодержавный Царь писал русский патриот Н. Н. Тиханович-Савицкий (Минувшее. № 14. С. 190 — 196. См. по: Платонов О. А. Война с внутренним врагом. История и идеология русского патриотизма. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 109 — 115.). Народу, отмечал он, «нужен Царь, а олигархи хотят конституцию и парламент. Банки, монополисты при поддержке газет и интеллигенции требуют конституции, т. е. ограничения власти Государя, подчинения Царя требованиям Думы при помощи министров, которые являются слугами думского большинства, лоббирующего интересы космополитов-олигархов. Когда Царь будет ограничен в правах, банкиры начнут проводить через Думу нужные им законы, поддерживающие их интересы и взгляды, совершенно противоположные интересам средних и низших слоёв населения, которое попадёт в зависимость от добывших богатство неправедным путём. Чтобы оградить свои интересы, трудовой народ должен поддерживать полноту власти Царя, так как Царь, поддерживаемый народом, всегда станет защищать его интересы от засилья олигархов, которые всегда хотят обладать такой же властью, как и Царь, и даже лишить Царя Престола! В народе Государь должен искать свою опору и силу. Народ без Царя бесправен и забит, так как буржуазия с помощью денег всегда сможет доказать, что бедный человек неправ. Не следует допускать, чтобы в России все богатства оказались, как в Северной Америке, в руках семьи банкиров. Надо чтобы богатства распределялись равномерно среди всего народа».
23 июля 1922 года во Владивостоке начались заседания Приамурского Земского Собора. На заседании 3 августа 1922 года были приняты три основных тезиса, определяющих направленность деятельности Собора:
1) Приамурский Земский собор признаёт, что права на осуществление Верховной власти в России принадлежит династии Дома Романовых.
2) В связи с этим Собор считает необходимым и соответствующим желанию населения возглавление национальной Государственности Приамурья Верховным Правителем из членов Династии Дома Романовых.
3) По сим соображениям Собор почитает необходимым доложить о вышеизложенном Её Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Федоровне и Его Императорскому Высочеству В. К. Николаю Николаевичу, высказывает своё пожелание, чтобы правительство вступило в переговоры с Династией на предмет приглашения одного из членов Династии на пост Верховного Правителя (Хвалин А. Восстановление монархии в России. М., 1993 г. с. 65 – 66.).
Итак, монархическая идея к 1922 году не устарела. Данный Собор показал, наряду с предшествующими Земскими Соборами, что они созываются или по указаниям православных Монархов, или для того, чтобы призвать православного Монарха из Династии Романовых.
Спасает Россию то, что Монарх в ней все же есть. Это видно из явления иконы Пресвятой Богородицы «Державная». Лишь Царь был лишен власти и взят под арест, Она восприняла власть. В 1916 году старец Анатолий (Потапов) беседовал с князем Н. Д. Жеваховым. «Нет греха больше, как противление воле Помазанника Божия, — сказал батюшка. — Береги Его, ибо Им держится Земля Русская и Вера Православная… Но… — Помедлив, все-таки докончил мысль: — Судьба Царя — судьба России, радоваться будет Царь — радоваться будет и Россия. Заплачет Царь — заплачет и Россия… Как человек с отрезанной головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим». «Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие, Народность [т. е. Церковь, Царь и Царство], — предупреждал старец Никон в 1915 году. — Вот что надобно сохранять! И когда изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда священное трехцветное знамя».