Главная / Интервью о Николае II / Протоирей Алексий Масюк: “Правда нашего Царя, его подвиг, его свет всё ярче сияет русской душе”

Протоирей Алексий Масюк: “Правда нашего Царя, его подвиг, его свет всё ярче сияет русской душе”

Nikolaj-II-10О необходимости и путях восстановления законной Богоустановленной власти, а также о современной духовной ситуации в обществе, наша беседа с одним из известнейших клириков Санкт-Петербургской епархии — протоиереем Алексием Масюком, настоятелем церкви св. вмч. и целителя Пантелеимона, что в Удельном.

Отец Алексий, за вашими плечами уже много лет служения тому, что так лаконично сформулировано в знаменитой Уваровской триаде: «Православие, Самодержавие, Народность». С чем мы подходим к этому знаковому для всех нас рубежу?

В этом событии два плана: земной и Небесный. Причем, в земном плане, ничего отрадного нет. Наши традиционные Крестные ходы и молитвенные стояния сократились, а количество участников не прибавляется. Отчасти это связано, конечно, с отсутствием объявлений об их проведении. Продолжается, к сожалению, и упорство некоторой части духовенства не признающих подвига святых Царственных Мучеников.

А с другой стороны, в плане Небесном, ситуация, как раз наоборот, меняется к лучшему. Изменилось само отношение к монархии. Судите сами: если еще лет десять, или пятнадцать тому назад сказать, что ты монархист то, в лучшем случае, окружающие восприняли бы тебя как некую экзотику, а в худшем, покрутили бы пальцем у виска. Сегодня же, симпатии и уважение к Монархическому строю растет, носители Монархической идеи уже никого не удивляют. Об этом свидетельствуют даже некоторые опросы общественного мнения. Не смотря на всю бывшую и настоящую клевету, правда нашего Царя, Его подвиг, Его свет все ярче сияет русской душе. Все это, безусловно, совершается Промыслом Божиим, как и то, что популярность идеи демократии в обществе упала до предела и сейчас фактически находится в нулевой точке. И это, как мне кажется, понимают и власть предержащие.

В таком случае, нет ли опасности того, что нынешняя властная элита захочет переделать Монархическую идею, что называется, «под себя»?

А такие попытки уже предпринимались. Как пример, история с теми же «Кирилловичами». По-настоящему Монархию сможет восстановить только Земский Собор, на котором, кстати сказать, теоретически, может быть рассмотрена возможность приглашения и тех же Кирилловичей. Не суть. Главное, что это должна быть настоящая Монархия, а не декорация, какую мы наблюдаем в современной Европе.

У нас в России, учитывая нашу историческую миссию нести свет Православия всему миру, все слишком серьезно и мы физически не сможем позволить себе воссоздать монархию на подобие того, что мы видим сейчас в Испании или Бельгии. Ведь главная роль Православного Монарха — Помазанника Божия — это роль Удерживающего. Удерживающего приход антихриста.

Сами нынешние власти, в случае такого «воссоздания» Монархии не пойдут на то, что бы она была декоративной. Ибо и они, как мне кажется, понимают ее истинное значение. Так что, либо все будет по Христу, либо по антихристу. Иного не дано.

Для нас же главное  — это упование на Бога. Ведь восстановление законной Монархической власти в нашей стране свершится как чудо Божие.

Получается замкнутый круг. Ведь для того, чтобы собрать Земский Собор необходимо воцерковить народ, вновь, в полной мере, просветить его Светом Христовым. Но, разве допустит это нынешняя элита. Думаю, нет! А как же быть тогда?

Сейчас главное остановить нравственное и духовное растление русского народа, которое целенаправленно совершается со страшной силой, всеми возможными способами — вот главная задача. А тогда, человек с незамутненной душой сам способен распознать и найти Истину.

Это чрезвычайно трудно сейчас, когда люди разобщены. Когда у общества нет доверия ни к власти, ни к духовенству, как впрочем, и наоборот, то, как оно может воцерковится? Народ нуждается в объединяющей идее. Ее призван олицетворить именно Монарх — Помазанник Божий. У людей есть смутное стремление доверится Высшему авторитету. Авторитету не от мира сего. Но, оформиться этому, в сознании человека, мешает безбожие. Люди устали существовать в этом атомизированном обществе потребления. Чувствуется тупик. И опять таки, собрать всех воедино, разрешить эту ситуацию сможет только Удерживающий — Православный Царь.

Бог помогает, когда есть, кому помогать, когда мы уповаем на Него. Но когда уже в семинарии люди идут совсем с другими намерениями, думая о личном обогащении, зараженные идеями экуменизма и обновленчества, то, на что можно рассчитывать…

А как, собственно, православному христианину должно воспринимать ныне существующую власть? Насколько она «от Бога»?

Нужно помнить, что, как и все остальное в этом мире, власть может быть милостью Божией, Божиим попущением, или вовсе пребывать в состоянии богооставленности. Третье — самое страшное, когда Господь предоставляет людей самим себе, чтобы явно обличилась их испорченность. Сейчас, сами нынешние власть имущие тяготятся всем этим царящим вокруг безобразием. Даже у самого испорченного человека душа изнемогает от умножения беззакония в окружающем его мире.

А вообще, власть — это величайшая сила, которая призвана, не только обеспечить благо земное, но привести людей блаженству вечному.

В этой связи, ответьте на такой вопрос: сейчас много говорится о положительной роли Сталина, о том, что им было положено начало национальному возрождению нашей Родины. Каково Ваше отношение к нему и его роли в Русской истории?

Сталин прагматичный политик. Он прекрасно понимал, что без обращения к коренным национальным ценностям Русского народа войну не выиграть. К тому же, Гитлер стал открывать церкви на оккупированных территориях. Ему ни чего не оставалось делать, как поступать также. Иначе было невозможно. Но, повторю, он был чистый прагматик в политике и во всем остальном, а это всегда ведет к людоедству.

Вот здесь важное отличие Монархической государственности от всех иных, сугубо земных форм правления. Монархия всегда основывается на иррациональном, небесном. Прагматизм в ней лишь инструмент, с помощью которого власть обеспечивает людям благоденствие. Главное же в ней лежит в сфере духовных ценностей: вере, любви, верности, чести и долге.

Нынешние «прагматики», в угоду процессам глобализации, почти совсем вытеснили слово «русский» словом «россиянин». Что думает по этому поводу православный пастырь?

Слово «россиянин», само по себе, хорошее. Вспомните, при Государе Петре Алексеевиче слово «россияне» охватывало всех, кто верой и правдой служил России и Русскому Царю, это были, в том числе и многие инородцы. Тогда это не было обращено против Русского народа, его веры, культуры, самобытности. Ни что не подрывало его государствообразующей роли.

Сегодня, смысл этого слова, конечно, совсем иной, направленный на формирование космополитов — Иванов, родства не помнящих. Сегодня — это марсиане какие-то: пиво, футбол и так далее…

В виду завершившегося недавно Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, не могу не задать вопрос о свершившемся осуждении Преосвященного владыки Диомида.

Я еще не успел изучить все документы Архиерейского Собора, мне удалось внимательно познакомиться с «Определением Собора…». В этом документе я не нашел ни одного обвинения в адрес владыки Диомида по существу его заявления. Все нарекания касаются только их формы, таким образом, Собор признал вопросы, поднимаемые епископом Диомидом, действительно животрепещущими (дискуссионными) для Русской Православной Церкви. Прежде всего, это вопросы экуменизма, модернизации церковной жизни, участия Русской Православной Церкви в ВСЦ и цифровая идентификация человека.

Насколько, необходим Поместный Собор?

Поместный Собор необходим. Но ведь и его тоже можно сфабриковать, как это было уже в период обновленчества. Если мы вспомним историю Церкви, то опять таки увидим, что инициаторами соборов всегда выступали Императоры — внешние епископы Церкви. Здесь нам также открывается одна из главнейших задач Христианского Монархического государства — поддерживать миссию Церкви в этом мире. Без этого, одними силами церковного народа и духовенства открыть Евангельскую Истину миру невозможно. Неизбежно произойдет то, что случилось после февральского переворота и что происходит сейчас. Это отсутствие авторитетов, заполнение Церкви корыстными людьми, и все то же недоверие, о котором уже говорилось.

Ваше отношение к пониманию нашего Государя-Мученика, как Царя-Искупителя, есть уже даже и такая икона, а также к проводимому в селе Тайнинское Чину всенародного покаяния?

Сразу скажу — Искупитель у нас Один. Это Господь наш Иисус Христос. Другое дело, что всякий христианин, жертвующий собой ради своих ближних, ради своего народа, подражает Господу Христу, Его Искупительным Страстям.

О Чине Всенародного покаяния скажу, что каяться в чужих грехах, в том числе, и грехах предков с богословской точки зрения неверно. Мы не несем на себе ответственности за них. Но есть, все же, историческая вина народа. И вот она должна быть осознана. Этот чин впечатляет тем, что большое число народа приносит свое покаяние. Это, безусловно, трогает.

Легко каяться в чужих грехах, но трудно каяться в своих и именно таким образом, чтобы не повторять их и вновь, не впадать в малодушие, предательство, маловерие, в теплохладность к вере. То есть в те грехи, которые привели, в свое время, к падению Монархии.

И, в завершении, несколько напутственных слов, для наших читателей, в преддверии 90-летия Русской Голгофы.

Верность требуется, в наше время, делу Государя. Наш Святой Царь Николай Александрович, как раз, и взошел на свою Голгофу, так как совершенно безкомпромиссно вел корабль Русского государства. Он ни поступился даже ни чем малым в угоду врагам России и Православия и имел духовную силу противостать, почти в полном одиночестве, мировому натиску апостасии. Он сознательно шел к своему мученическому венцу. Это пример высочайшей верности. И мы сейчас являемся свидетелями проявления того, как торжествует правда Государя.

Беседовал Константин Карлсон

Специально для ИА «Русские новости»

Наша справка

Масюк Алексий Эдуардович

Протоиерей

Петербургский проповедник, общественный деятель, монархист.

Родился в Ленинграде. Закончил факультет иностранных языков ЛГПИ им. Герцена, а затем Ленинградскую Духовную семинарию и академию.

В 1990 году рукоположен во священника митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), с которым у него сложились близкие духовные отношения, и назначен настоятелем церкви св. вмч. Пантелеимона Целителя в Удельной при Психиатрической больнице им. Скворцова-Степанова. До революции здесь был дом призрения для душевнобольных им. Императора Александра III, при котором была церковь, превращенная в советское время в склад.

Храм был разрушен на 70%, и его восстановление стало самым настоящим подвигом для молодого священника. В духовном попечении батюшки нуждались не только больные, но, прежде всего медперсонал больницы, работе с которым он уделяет много внимания. На попечении церкви, кроме того, находится и дом престарелых, расположенный рядом с лечебницей.

С н. 1990-х о. Алексий принимает активное участие в общественной жизни. Его несомненной заслугой является организация и проведение Царских Крестных ходов, которые с 1991 на дни памяти Царя-Мученика Николая II ежегодно собирали у храма Спаса-на-Крови в Петербурге сначала десятки, затем сотни, а теперь тысячи верующих. В подготовку общества к прославлению св. Царственных Мучеников он внес весьма существенную лепту.

О. Алексий в дни памяти Российских Государей постоянно служит панихиды в Петропавловской крепости — месте упокоения Императоров и Императриц Дома Романовых. Помимо этого он много внимания уделяет просветительской деятельности в Петербурге.

Участвует в патриотических вечерах. На местном православном радио есть авторская программа о. Алексия. Его статьи и интервью публиковались в православной и патриотической прессе («Русский вестник», «Завтра», «Русь Державная», «Русь Православная» и др.).